logo
Педагогика

2.6. Сотрудничество учителя и детского коллектива в педагогическом процессе

Цель: характеристика научных основ взаимодействия учителя и детского коллектива в педагогическом процессе.

Задачи:

а) Обосновать феномен детского коллектива как компонента социальной среды.

б)Определить сущность, этапы и законы развития ученического коллектива в педагогическом процессе.

в)Раскрыть методику изучения состояния детского коллектива в целостном педагогическом процессе.

План

  1. Детский коллектив и этапы его развития.

  2. Профессионально значимые качества учителя в работе с детским коллективом.

  3. Методика изучения состояния детского коллектива.

Основные понятия: коллектив, детский коллектив; этапы, законы развития ученического коллектива, самоуправление учащихся, диагностика сформированности ученического коллектива.

Межпредметные связи: философия, социальная психология, социология, культурология.

Детский коллектив и этапы его развития. Проблемами личности и коллектива занимаются философы, социологи, социальные психологи, педагоги. Это убедительное доказательство того, что названные проблемы давно уже вышли далеко за пределы педагогической науки и практики.В развитие педагогической теории коллектива внесли свой вклад П.П. Блоиский, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, П.Н. Лепешинский, В.И. Сорока-Росинский, СТ. Шацкий и др.

У истоков создания стройной теории личности в коллективе стоит А.С. Макаренко, который считал главным результатом воспитания личности в коллективе ее общественную направленность. А.С. Макаренко четко сформулировал главные признаки коллектива: коллектив - часть общества,

148

он органически связан с другими коллективами; наличие общественно значимых целей; организация деятельности членов коллектива по их достижению; установление отношений взаимной ответственности между членами коллектива; наличие органов самоуправления.

Общий коллектив школы состоит из первичных коллективов (класс); именно в первичном коллективе дети более близко общаются, совместно действуют, участвуя тем самым в реализации общей цели всего коллектива. В первичном коллективе создаются возможности для активизации каждого, для того чтобы найти ему дело по силам, склонностям, интересам, формировать его отношения с товарищами. Вместе с тем первичный коллектив не должен замыкаться в кругу своих узких интересов, необходимо расширять круг этих интересов, усложнять перспективу. Это возможно через установление межколлективных связей, которые осуществляют связь первичных коллективов со всем обществом.

Современные исследователи проблемы коллектива отрабатывают различные подходы к ее изучению. Так, Л.И. Новикова исследует наиболее эффективные пути управления детским коллективом как инструментом разностороннего развития личности каждого ребенка. Научное направление, представленное Т.Е. Конниковой, связывает главную функцию коллектива с нравственным развитием школьника. Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник придают большое значение систематической оценке деятельности детского коллектива. В условиях современного общества не снижается роль детского(ученического) коллектива как важного фактора социализации личности. Для школьника коллектив является моделью общества, социальной средой, вкоторой осуществляются его жизнедеятельность, общение, накапливается опыт взаимодействия личности с обществом, происходят освоение социальныхролей, самоутверждение, самореализация личности, обеспечиваются ее защита и поддержка.

Под ученическим коллективом понимается организационная форма объединения учащихся на основе целенаправленной, социально значимой деятельности. Для школьников такой деятельностью является прежде всего учебная, кроме того, большое значение имеют различные виды деятельности ао внеучебное время. Детский коллектив отличается от коллектива взрослых и имеет следующие признаки:

-совместная деятельность, направленная на реализацию общественно ценной и личностно значимой цели;

- непосредственное общение членов коллектива;

-отношения взаимной ответственности и ответственной зависимости между членами коллектива;

- наличие выборных органов самоуправления. Исследователи отмечают и другие особенности детского коллектива, к

которым относят равенство прав при разделении ролей и делегировании

349

полномочий органам самоуправления, сплоченность, благоприятный нравственно-психологический климат, дисциплина и др.

Детский коллектив - очень чувствительный инструмент, а настраивается он только личностью педагога (В.А.Сухомлинский). Поэтому, чтобы «настроить» его, учителю необходимо знать, по каким законам он действует, какие этапы проходит в своем становлении, как помочь каждому школьнику реализовать свои личностные ресурсы и занять благоприятное положение в коллективе.

А.С.Макаренко также принадлежит разработка технологии детского коллектива, основные положения которой отражены в «Педагогической поэме». Он установил, что форма бытия свободного человеческого коллектива -движение вперед, а форма смерти - остановка. То есть коллектив как общественный организм может существовать, если есть движение вперед.Без движения наступает распад коллектива, его социальная смерть. Это и есть основной закон развития коллектива - закон перспективных линий, суть которого в том, что развитие коллектива возможно, если есть перспектива(цель, дело) и постепенно готовится новая. Перспективы перед детьми ставятся не только педагогом, но они сами ищут интересные, социально и личностнозначимые дела. Макаренко создал целую систему перспектив (перспективных линий), разделив их на три группы: близкие, средние, дальние.

Реализация перспективы - завтрашней радости требует приложения труда, усилий, но вместе с тем приносит радость достижения цели, удовлетворение не только коллективу, но и каждому отдельному индивиду. В процессе проведения различных коллективных дел (перспектив) постепенноформируются традиции. Это могут быть обычаи, порядки, правила поведения, установившиеся в коллективе, отражающие его стиль, ценностные ориентации, направленность.

В ходе совместной деятельности каждый член коллектива оказывается под параллельным воздействием учителя, коллектива, актива, но их влияние на учащегося может быть не прямым, а опосредованным - через систему отношений - воспитательного механизма. Руководство системой отношений, возникающих в детском коллективе для решения воспитательных задач, и есть суть следующего закона развития коллектива - закона параллельного действия.

В ученическом коллективе существует сложная система отношений (между мальчиками и девочками, между активом и остальной частью, между микрогруппами, между лидерами и т.д.). Эти отношения можно отнести к двум основным группам: ответственной зависимости (деловые, официальные) и эмоционально-психологические - межличностные (дружбы, симпатии,неприязни и т.д.). Как показывают научные исследования, в детском коллективе чаще всего формируются три модели отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу; 2) личность и коллектив

150

находятся в оптимальных отношениях; 3) личность подчиняет себе коллектив (И.П.Подласый). Многообразие отношений личности и коллектива не завершается только этими моделями. В таких условиях учителю необходиморазобраться в сложности детских отношений, отношений коллектива и каждой отдельной личности, чтобы создать необходимые условия для самовыражения индивидуальности, самоутверждения личности.

В соответствии с законами развития коллектив проходит ряд определенных этапов (или, по А.С. Макаренко, «стадий»), которые отличаются требованиями, предъявленными к коллективу. Конечно, не существует четкого временного деления между этими этапами, границ между ними, вместе с тем понимание педагогом наличия трех основных этапов в развитии коллективапомогает ему грамотно организовать работу по формированию ученического коллектива.

Первая стадия развития ученического коллектива характеризуется, как правило, разобщенностью учащихся, слабой организованностью, дети на этой стадии объединены в первичный коллектив (класс) формально. Отсутствует актив класса, а следовательно, учитель вынужден предъявлять требования к классу от своего имени. Это отличительные черты коллектива учащихся «сборного» класса, то есть детей, вновь пришедших в данную школу, класс. Чаще же учитель имеет дело с коллективом детей, которые учатся вместе не первый год, но дисциплина в классе слабая, лидеры выбирались формально и не влияют на коллективные отношения., то есть имеет место общая слабая организованность.

Естественно, что усилия педагога на этой стадии необходимо направить на лучшее «узнавание» друг друга (дети и учитель) через включение учащихся в совместные виды самой разнообразной деятельности (учебной и внеучебной). Кроме того, в этот период становления коллектива класс готовится к выбору, а в отдельных случаях перевыбору актива. Поручения, учебные и другие, могут иметь эпизодический характер, при этом в значительной степени следует учитывать и интересы самих детей. Решению этих проблем способствует реализация ближней перспективы.

На втором этапе развития коллектива требования предъявляет не только учитель, но и члены актива, т.е. требования идут параллельно. Чтобы деятельность актива была успешной, необходимо его обучение, укрепление авторитета в глазах учащихся. Усложняются и становятся разнообразнымивиды учебной и внеучебной деятельности. Поручения учащимся идут от имени актива и не только с учетом их собственных интересов, но и потребностей коллектива. Каждый ученик на этом этапе должен ощутить себя членомколлектива, понять общественную значимость своих поступков. Необходимо также формировать у школьников видение и понимание цели, не только ближней, средней, но и дальней перспективы в жизни коллектива а также понимание роли и вклада каждого для достижения этой цели.

151

На третьем этапе развития ученического коллектива имеет место наличие требований не только от учителя и членов актива, но и от каждого членаколлектива (в том числе требований к самому себе). Этот этап характеризуется наличием отработанного общественного мнения, высоким уровнем самоуправления учащихся, увлеченностью детей коллективными делами не только внутри классного коллектива, расширяются его социальные связи в школе и за ее пределами. Именно такой коллектив является средством воспитания коллективизма учащихся, здесь создаются все условия для развития личности каждого ученика (табл. ]).

Процесс становления класса как коллектива носит неравномерный, пульсирующий характер. Одни проходят этот 1туть быстро и уверенно, другие - маленькими шажками, и, как для любого социального организма, для коллектива присущи взлеты и падения, кризисы и стабильность.

Перед учителем на всех стадиях развития коллектива постоянно возникают задачи воспитания, важнейшая из которых - как совместить педагогическое руководство с необходимостью развития самоуправления учащихся. От правильной позиции учителя во многом зависит продвижение коллектива от начала до высшего уровня его развития. Кроме того, нужна кропотливая работа классного руководителя по обеспечению понимания учащимися трех перспектив в развитии коллектива: ближней, средней и дальней. Следует отметить, что учащиеся должны осознать: дальняя перспектива всегда связана с реализацией личных планов членов коллектива (например, выбор профессии).

Профессионально значимые качества учителя в работе с детским коллективом. Для эффективной работы с детским коллективом требуютсяопределенные профессиональные качества учителя. Наличие профессионально значимых качеств позволяет учителю эффективно управлять педагогическимпроцессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, направленные на его совершенствование.

Определению сущности профессионально значимых качеств традиционно уделяется значительное внимание рядом ученых: (А. Сатьщская, В.А. Сластенин, Г. Сманова, К. Успанов и др.). Руководствуясь основными положениями теории целостного педагогического процесса (Хмель Н.Д.),профессионально значимым качеством педагога следует считать совокупность относительно устойчивых свойств и особенностей личности, которые обеспечивают функционирование целостного педагогического процесса. Из этого следует, что результативность целостного педагогического процесса зависит от уровня отношений, взаимодействия в системе «педагоги -учащиеся». Очевидно, что для подсистемы «учащиеся» личность педагога является посредником в опредмечивании окружающей действительности, учитель - посредник между учеником и духовными и материальнымиценностями. Отношения в подсистеме «учащиеся» складываются как следствие

152

имеющихся отношений в системе «педагоги - учащиеся». Вот почему в процессе профессиональной подготовки будущего учителя необходимо формировать такие профессионально значимые качества, которые способ­ствовали бы в дальнейшем успешному функционированию школьного педагогического процесса. В полной мере изложенное выше имеет отношение к формированию такого качества личности учителя, как коллективизм, который следует рассматривать как одно из условий эффективности работы с детским коллективом.

Таблица 1.Динамика развития коллектива

/ Ближняя >,

/ Средняя \

/ Дальняя ^\

1 перспектива J

"1 перспектива !

Т перспектива )

(этап

2зтт

3'iTWl

(стадия)

(стадия)

(стадия)

Состояние

-предъявление

-предъявление

классного

требований членам

требований от учителя,

коллектива:

коллектива не только

актива и or каждого

-разобщенность

педагогом, но и

члена коллектива;

учащихся, слабая

активом;

-предъявление

организованность;

-обучение актива для

требований

-предъяаление

успешного

(ответственное™) к

требований

выполнения им своих

самому себе;

педагогом членам

функций;

-высокий уровень

коллектива;

-разнообразие видов

самоуправления;

-создание актива

учебной и внеучебной

-включение членов

(перевыборы

деятельности;

коллектива в различные

актива);

-разнообразие

виды деятельности на

-поручения

поручений,

основе чередования

учащимся с учетом

исходящих от учителя

исполнительских и

их личных

и от имени актива с

руководящих функций;

интересов

учетом личных

- наличие

интересов и

общественною мнения;

потребностей класса;

-увлеченность делами

-формирование

коллектива, выпол-

традиций

нение поручений по собственной инициативе с учетом общественных

интересов;

-включение членов кол­лектива в равные коллек­тивные дела школы, микрорайона и т.д.

-расширение социальных связей

153

Коллективизм практикующего учителя проявляется в его готовности организовать деятельность детского коллектива на основе правильных взаимоотношений учителя с учащимися и школьников между собой. В теории целостного педагогического процесса эти взаимоотношения являютсявзаимодействующими воспитательными механизмами и зависят от характера делового сотрудничества. Понимание же характера делового сотрудничестванаходится в компетенции учителя. Следовательно, учитель должен быть готов организовать деятельность детского коллектива на основе имеющихся у него знаний.

Суммируя основные положения теории целостного педагогического процесса и теории детского коллектива (Н.К. Крупская, Т.Е. Конникова, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлинский и др.), следует сделать вывод о том, что учителю, классному руководителю необходимы следующие знания и умения для эффективной работы по формированию ученического коллектива:

  1. Теоретические знания о сущности и структуре педагогического процесса как объекта деятельности учителя, его закономерностях, движущих силах и воспитательных механизмах.

  2. Целостное представление о теории и практике формирования ученического коллектива, этапах и законах его развития.

  3. Умение диагностировать состояние и уровень сформированности ученического коллектива, базировать диагностику на основных показателях (переменных) целостного педагогического процесса, использовать диагностические данные для прогнозирования развития коллектива.

  4. Знание основных средств педагогического взаимодействия и владение методикой их применения в процессе формирования детского коллектива.

  1. Умение организовывать учебную и внеучебную деятельность каждого ученика в соответствии с его интересами и склонностями, направленную на достижение общей цели (система взаимодействия учащихся через учебные и внеучебные поручения)

  2. Умение сочетать самоуправление в коллективе с педагогическим руководством учителя формированием первичного (классного) коллектива.

7.Понимание роли взаимосвязи первичного коллектива с другими типами коллективов в школе и за ее пределами.

Методика изучения состояния детского коллектива.В одном из вариантов диагностической программы деятельности учителя указывается на то, что критерий «способность к сотрудничеству с учащимися» - самыйвысокий исследовательский уровень деятельности учителя современной школы - предполагает ведение постоянного поиска новых приемов убеждающего взаимодействия и предвидение возможного их использования в общении, воспитание отношения понимания чужих взглядов, умение обоснованно

154

применять сочетание методов обучения и воспитания, позволяющих добиться максимальных результатов при минимальных затратах времени и оптимальном приложении умственных, волевых, эмоциональных усилий учителя и учащихся (В.И. Зверева).

При профессионально грамотной работе педагогов с детским коллективом у школьников формируется такое сложное качество личности, как социальная (общественная) активность. В условиях современного общества это качество приобретает особую значимость, так как включает в себя осознание школьниками ценности общественной деятельности, готовность, желание и умение участвовать в ней, проявляя ответственность, инициативу, самостоятельность,

Отношение современного школьника к участию в общественно значимой деятельности нередко оказывается отрицательным. Основными причинами такого негативного явления следует считать однообразие, формализм, яв1гую бесполезность работы, незаинтересованность самого педагога. Следовательно, активность учащихся напрямую зависит от эффективности, востребованности общественной работы, проводимой в школе, от позиции учителя, его личностного отношения, его знаний и умений грамотно организовать эту работу.

Общественные поручения должны предлагаться учащимся не столько от лица педагога, сколько от лица актива, коллектива класса. Необходимо сочетать поручения, связанные с учебным трудом и внеучебной деятельностью; желательно, чтобы учащиеся сами выбирали тот или иной вид поручения. Необходимы отчетность перед коллективом класса за выполнение поручения н оценка качества выполнения.

Классному руководителю следует постоянно фиксировать работу с ученическим коллективом: необходимо составить список членов коллектива, его актива, учебные и общественные поручения каждого члена коллектива (с указанием, кто и когда будет заслушивать отчет о выполнении поручений), план работы на год, полугодие, четверть, характеристики на каждого ученика. Чрезвычайно важно вести учет индивидуальной работы с учащимися, систематически отмечая положительные поступки школьников, уделяя внимание проблемным вопросам в формировании личности ученика.

Все накопленные и проанализированные классным руководителем материалы имеет смысл представить в виде «графика состояния сформиро­ванное™ детского коллектива». Состояние ученического коллектива могут характеризовать следующие показатели: количество изолированных учащихся, детей без круга общения, совпадение формальных и неформальных лидеров и др. Анализ графика реального состояния детского коллектива даетвозможность классному руководителю увидеть, какие показатели необходимо корректировать для их приближения к идеальному уровню. Следует отметить, что эти данные могут стать предметом обсуждения с коллективом учащихся, а также их родителей.

155

При условии систематичности работы по диагностике состояния ученического коллектива и выполнении этических требований в процессе обсуждения данных с учениками и родителями классный руководитель получает прекрасный материал для подготовки программы работы с данным коллективом, направленной на повышение уровня его сформированное™.