logo
С

12.3. Движущие силы процесса обучения

Анализ движущих сил процесса обучения является важным условием обеспечения эффективности теоретической деятельности по выявлению его сущности.

Движущими силами процесса обучения являются внешние и внутренние противоречия.

Внешние противоречия - это противоречия, возникающие между постоянно возрастающими требованиями общества к процессу обучения и актуальным, текущим состоянием этого процесса.

Внутренние противоречия - это противоречия, возникающие внутри самого процесса обучения. К ним относятся:

- противоречия между выдвигаемыми ходом обучения теоретическими и практическими задачами и наличным уровнем обученности, воспитанности и развитости учащихся;

- противоречия между требованиями педагога и возможностями учащихся;

- противоречия между содержанием сформировавшегося до начала обучения личного опыта учащихся и его недостаточностью для решения теоретических и практических познавательных задач;

- противоречия, возникающие между отдельными аспектами содержания учебного предмета и соответствующей научной дисциплины и др.

Не любое противоречие становится движущей силой, а лишь то, которое на данный момент актуализировано задачами процесса обучения и сформированным уровнем готовности личности к их решению.