16.3. Детская одаренность
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития детской одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности, ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.
Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с ярко выраженными чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.
Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2—3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).
Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Многие известные ученые музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А.Моцарта, К.Гаусса, Н.Винера, Г.Лейбница, В.Гюго, Ф.Шуберта, И.А.Римского-Корсакова, М.Мусоргского. Одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми, хотя далеко не всегда. Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.
В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Одаренными чаще всего называют:
-
детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
-
детей с высоким уровнем творческих способностей;
-
детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
-
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);
Дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.
Психомоторная одаренность тесно связана со скоростью, точностью и ловкостью движений, моторной и зрительно-моторной координацией.
Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития.
Академическая одаренность определяется успешностью обучения.
Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении.
Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом.
Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчества.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы а также система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Большой интерес для изучения одаренности представляет так называемый биографический метод. Издавна существовавший интерес к биографиям выдающихся людей привел к созданию особого жанра исторических жизнеописаний. В психологии изучение биографии ученых стало одним из способов выявления тех личностных и интеллектуальных качеств, которые благоприятствуют развитию творческой одаренности.
- Педагогика современной школы
- Тема 1. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- Система образования Республики Беларусь
- Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Гендерные проблемы в образовании
- Тема 2. Педагогическая профессия и ее особенности
- 2.1. Возникновение и развитие педагогической профессии.
- 2.4. Нравственный кодекс педагога
- Тема 3. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
- 3.1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 3.2. Педагогическое взаимодействие
- 3.3. Профессиональная компетентность педагога
- 3.4. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности
- 3.5. Имидж педагога
- Тема 4. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка.
- Тема 5. Педагогика в системе наук о человеке.
- 5.1. Педагогика как наука.
- 5.2. Предмет педагогики и ее основные категории.
- 5.3. Задачи педагогической науки.
- 5.4. Система педагогических наук.
- 5.5. Связь педагогики с другими науками.
- Тема 6. Методология и методы педагогических исследований
- Основные методологические подходы в педагогике
- 6.3. Эмпирические и теоретические методы исследования
- Тема 7. Аксиологические основы педагогики
- 7.1. Понятия «аксиология» и «педагогическая аксиология».
- 7.2. Классификация и критерии оценки педагогических ценностей
- Тема 8. Личность ученика как субъекта образования и развития
- 8.1. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.
- 8.3. Современная возрастная периодизация личности.
- Тема 9. Целостный педагогический процесс
- 9.1. Развитие теории целостного педагогического процесса в истории мировой педагогической мысли.
- 9.2. Общая характеристика целостного педагогического процесса
- 9.3. Этапы и движущие силы педагогического процесса
- Тема 10. Проблема целеполагания педагогике
- 10.1. Проблема цели воспитания в педагогике. Целеполагание
- 10.2. Классификация целей воспитания
- 10.3. Определение цели обучения на уроке
- Тема 11. Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития
- 11.1. Понятие о содержании образования
- 11.2. Структура содержания образования
- 11.3. Источники и факторы формирования содержания образования
- 11.4. Образовательный стандарт, его структура и функции
- 11.5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 12. Процесс обучения
- 12.1. Предмет и задачи дидактики
- 12.2. Сущность и функции процесса обучения
- 12.3. Движущие силы процесса обучения
- 12.4. Закономерности и принципы процесса обучения
- Тема 13. Методы обучения и их классификация
- 13.1. Понятие и сущность метода обучения
- 13.2. Исторический характер развития методов обучения
- 13.3. Классификация методов обучения
- 13.4. Критерии выбора и сочетания методов обучения
- Тема 14. Формы организации обучения в современной школе
- 14.1. Возникновение и развитие организационных форм обучения
- 14.2. Урок - основная форма организации обучения в современной школе
- 14.3. Другие формы организации обучения
- Тема 15. Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- 15.1. Сущность и виды средств обучения
- 15.2. Мультимедийные средства обучения
- 15.3. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- Тема 16. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения
- 16.1. Понятие внешней и внутренней дифференциации обучения
- 16.2. Индивидуализация обучения
- 16.3. Детская одаренность
- 16.4. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема
- Тема 17. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания.
- 17.1. Воспитание как специально организованная профессиональная деятельность педагога
- 17.2. Закономерности гуманистического воспитания
- 17.3. Основные принципы гуманистического воспитания
- Тема 18.Методы и формы воспитательной работы с учащимися
- 18.1. Развитие педагогических взглядов на методику и методы воспитательной работы
- 18.2. Общая характеристика методов воспитательной работы в системе целостного педагогического процесса
- 18.3. Формы воспитательной работы
- Тема 19. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
- 19.1. Сущность, пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся
- 19.2. Сущность и содержание нравственной и эстетической культуры личности
- 19.3. Сущность понятий «гражданственность» и «гражданская культура личности»
- Тема 20. Экономическая воспитание и культура профессионального самоопределения личности
- 20.1. Сущность и содержание экономического воспитания школьников
- 20.2. Сущность понятия «профессиональное самоопределение»
- Тема 21. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся
- 21.1. Сущность и пути формирования экологической культуры
- 21.2. Формирование здорового образа жизни учащихся
- Тема 22. Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме
- 22.1. Разработка в педагогике теории коллектива
- 22.2. Сущность и организационные основы деятельности детского воспитательного коллектива
- 22.3. Основные этапы развития детского воспитательного коллектива
- 22.4. Педагогическое руководство коллективом
- 22.5. Семья – воспитательная среда ребенка
- 22.6. Влияние среды на воспитание и развитие личности
- Тема 23. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся
- 23.1. Сущность и структура детского самоуправления в школе
- 23.2. Принципы деятельности и формы школьного самоуправления
- 23.3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- Тема 24. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
- 24.1. Понятие и функции педагогического общения
- 24.2. Позиция педагога и стили педагогического общения
- 24.3. Барьеры в педагогическом общении
- 24.4. Конфликты в педагогическом общении
- Тема 25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся
- 25.1. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся
- 25.2. Индивидуальный стиль деятельности педагога
- 25.3. Классификация стилей педагогической деятельности
- Тема 26. Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики
- 26.1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 26.2. Харизма и лидерские способности педагога
- 26.3. Сущность и функции педагогической диагностики
- 26.4. Элементы тестологии
- Тема 27. Направленность развития инновационной деятельности в образовании
- 27.1. Сущность понятия «педагогическая инновация»
- 27.2. Виды педагогических инноваций
- 27.3. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя