logo
С

3.1. Сущность и структура педагогической деятельности

Педагогическая деятельность -- это особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей и функций в обществе. Профессиональная педагогическая деятельность имеет место в специально организованных образовательных учреждениях. Педагогическая деятельность направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся.

Педагогическую деятельность обычно рассматривают как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное развитие и саморазвитие. Профессиональную деятельность учителя по ее характеру можно рассматривать как последовательное решение ряда профессиональных задач.

В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также ряд профессиональных способностей. Способности обычно рассматривают как индивидуально-психологические особенности и свойства личности, способствующие успешному выполнению его профессиональной деятельности и существенно повышающие ее конкурентоспособность, т.е. успешность в ситуации соперничества с другими. Способности чаще всего проявляются и развиваются в том случае, если есть личностная направленность на соответствующий вид трудовой деятельности.

Дидактические способности – способности преподавателя передавать учащимся учебный материал, делать его доступным для них, излагать им проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у аудитории активную самостоятельную мысль. Преподаватель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости делать трудное - легким, сложное - простым, непонятное - ясным и понятным. Профессиональное мастерство включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать учебный материал, но и способность организовать самостоятельную работу обучаемых, самостоятельное получение знаний, умело управлять познавательной активностью обучаемых, направлять ее в нужную сторону.

Академические способности - способности к соответствующей области науки. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, свободно владеет материалом, проявляет к нему устойчивый интерес.

Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир обучаемого, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучаемого и его душевного состояния.

Речевые способности – это те способности, которые позволяют четко и ясно выражать мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Изложение материала должно строиться таким образом, чтобы максимально активизировать мысль и внимание аудитории. Соответственно, преподавателю необходимо избегать длинных фраз, сложных словесных конструкций, трудных терминов и формулировок. Наряду с этим надо учитывать, что излишне лаконичная, краткая речь часто бывает мало понятой учащимися.

Организаторские способности - способности организовывать аудиторию, свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.

Коммуникативные способности - способности к общению с обучаемыми, умение найти правильный подход к обучаемым, установить с ними контакт.

Педагогическое воображение - это способность предвидения последствий своих действий, это умение прогнозировать развитие тех или иных событий. Эта способность тесно связана с оптимизмом, верой в обучаемого, в его способности и ум.

Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В Кузьмина

определила структуру деятельности учителя, в которую включила пять функциональных компонентов: 1) гностический; 2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) организаторский и 5) коммуникативный.

1. Гностический компонент (от греч. гнозис—познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностях учащихся, а также о самопознании.

2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

3. Конструктивный компонент — это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания.

4. Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися.

5. Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные компоненты часто описываются через систему соответствующих профессиональных умений учителя и в значительной степени взаимосвязаны.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности учащихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:

Продукт педагогической деятельности – формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Результатом педагогической деятельности являются развитие обучающегося, его личностное и интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.