logo
С

23.1. Сущность и структура детского самоуправления в школе

Детское самоуправление необходимо для того, учащиеся приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Самоуправление в школе – не только специальная деятельность, но и поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятия и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Цель ученического самоуправления можно сформулировать как воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способной к социальному творчеству. Ученическое самоуправление - это не управление одних детей другими, а обучение их всех нормам демократических товарищеских отношений в ученическом коллективе.

Самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо «раздельными» – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Основным структурным элементом ученического самоуправления является первичный коллектив – класс и общеученический коллектив школы.

Класс является центром воспитательной работы, основой школьного самоуправления. Самоуправление в классе формируется в определенную систему благодаря функционированию микроколлективов (звенья, содружества, звездочки). Высший орган классного самоуправления – классное собрание, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Классное собрание избирает:

• классный ученический совет, его председателя и заместителя;

• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса.

Высший орган ученического самоуправления – конференция, которая проводится по мере необходимости, но не реже двух раз в год. В период между конференциями высшим органом ученического самоуправления является школьный ученический совет. Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляется Советом школы.

Существенное значение для дальнейшего развития самоуправления приобретает воспитание актива и обучение его методике и технике организаторской работы.