logo
С

19.1. Сущность, пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся

Мировоззрение — одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение определяет его поведение и поступки человека в обществе.

Выделяют следующие основные типы мировоззрения: философское, научное, обыденное, религиозное, мифологическое. Структура мировоззрения включает в себя интеллектуальный, эмоционально-волевой и действенно-практический компонент.

В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Однако, формируясь на основе осмысления прошлого и настоящего, мировоззренческие принципы обращены в будущее. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. Отношение понятия "миропонимание" к мировоззрению таково, что оно представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения.

Мировоззрение включает в себя понятия о справедливом и несправедливом, о прекрасном и безобразном, о добре и зле и целый ряд других понятий, в которых выражается оценочное отношение человека к миру. Гуманистическое мировоззрение представляет собой совокупность идей, в которых содержится не только анализ отношения субъекта, то есть человека или общества, к противостоянию добра и зла, но что важно, признание необходимости человеческой активности в утверждении добрых начал жизни.

Следующий уровень - знания, составляющие основы естественно - научной картины мира и социальной картины общества и его развития. Особое место в становлении и развитии мировоззрения человека занимают философские знания. Философия – основа мировоззрения. Именно поэтому она занимает особое место в системе знания в целом, в том числе в системе гуманитарного знания.

В мировоззрение входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено нередко задается примерами из реальной жизни или из мира, создаваемого искусством и литературой.

Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его "Я", определяют жизненные позиции. Мировоззренческие взгляды и убеждения — это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу чувств и переживаний.

В силу этого мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью. Мировоззренчески важные аспекты действительности могут рассматриваться личностью с чувством радости, стыда, тревоги. Восприятие ожидаемого будущего может быть оптимистичным, пессимистичным или даже трагичным.

Мировоззрение людей формируется и развивается на протяжении всей сознательной жизни, но более интенсивно этот процесс протекает в школьные годы, в период систематического приобщения к основам наук. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях и др. Изучая систематические курсы основ наук, подростки и старшеклассники совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему "вещей и знаний" создают прочную основу для формирования у старшеклассников фундаментальных методологических идей более высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.

С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя организацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов, характеризующих ту или иную профессиональную группу, формирование морально-психологической и трудовой готовности следовать своему общественному и гражданскому долгу.

Многие факторы в совокупности – и природный ум, склад ума, жизненный опыт человека, место в жизни, образованность и многое другое, в том числе и случайные стечения обстоятельств – все вместе в совокупности влияют на формирование мировоззрения человека в процессе онтогенеза. Во многом характер мировоззрения зависит от того, насколько самостоятелен человек в осмысливании своих жизненных позиций, насколько разумен он в выборе жизненных приоритетов, насколько ответственен он в своих решениях.

Мировоззренческие принципы выражаются не только в словах, но и в действиях человека. Вместе с тем, человек может не всегда следовать своим мировоззренческим принципам.

Мировоззрение может быть различным по степени своей развитости, по содержанию, по направленности этого содержания, по степени самостоятельности. Различия в мировоззренческих подходах к миру могут быть связаны с профессией человека. Определенные различия существуют между мировоззрением ученого, писателя, философа, инженера, садовода и т.д. Но вместе с тем известно, что, несмотря на все различия представителей самых разнообразных, существенно отличающихся друг от друга профессий и специальностей их может многое объединять, например, чувство долга, гуманизм, патриотизм и т.д. А люди одной профессии могут существенно различаться по своим мировоззренческим принципам.

Одна из существенных характеристик мировоззрения – это степень самостоятельности и прочности убеждений, характеризующих мировоззренческие устои человека. Мировоззрение может быть подражательным, сочетающим в себе различные, иногда случайные позиции, приспособленческим, и потому непрочным, шатким. Как правило, человеку бывает трудно жить с такими мировоззренческими принципами, поскольку ему сложно разобраться в самом себе.

В эпоху развитого социализма в нашей стране проблема формирования мировоззренческой культуры личности сводилась к формированию коммунистического, атеистического и других типов мировоззрения. После того как коммунизм и антикоммунизм сошли со сцены как противоборствующие идеологемы, образовался вакуум, который начал активно заполняться мировоззренческим экстремизмом, последствием которого является терроризм, как болезнь нашей эпохи. Поэтому именно сегодня должна идти речь о создании системы глобальной мировоззренческой безопасности, так как проблема формирования мировоззренческой устойчивости личности стала еще актуальнее, чем была раньше. Только объединив традиционное видение проблемы безопасности личности, коллектива, социума с мировоззренческим аспектом, мы сможем говорить о создании мощного противодействия, нейтрализации опасностей современного общества.