24.1. Понятие и функции педагогического общения
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.
В современной психолого-педагогической литературе под профессиональным общением в целом понимается система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оптимизация процессов обучения и воспитания, организация совместной работы отдельного учащегося, классного коллектива и учителя, оказание воспитательного воздействия, познание личности учащегося и самого себя, создание условий для саморазвития личности ребенка. Одной из составляющих оптимального педагогического общения является совершенное владение учителем средствами педагогического воздействия – педагогической техникой, всеми вербальными и невербальными средствами общения с учащимися.
Выделяют следующие функции педагогического общения:
- познание личности;
- обмен информацией;
- организация деятельности;
- обмен ролями;
- сопереживание;
- самоутверждение.
Информационная функция педагогического общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий. Передача различного рода информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью невербальной коммуникации. Планируя урок, учителю необходимо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения, прежде всего тех учеников, которые нуждаются в помощи учителя. Необходимо предвидеть приемы обеспечения заинтересованности в работе каждого ученика и стимулировать сотрудничество и сотворчество.
Функцией педагогического общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога – способствовать осознанию школьниками своего «Я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.
Реализация такой важной функции педагогического общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие исходя из его представлений.
- Педагогика современной школы
- Тема 1. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- Система образования Республики Беларусь
- Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Гендерные проблемы в образовании
- Тема 2. Педагогическая профессия и ее особенности
- 2.1. Возникновение и развитие педагогической профессии.
- 2.4. Нравственный кодекс педагога
- Тема 3. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
- 3.1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 3.2. Педагогическое взаимодействие
- 3.3. Профессиональная компетентность педагога
- 3.4. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности
- 3.5. Имидж педагога
- Тема 4. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка.
- Тема 5. Педагогика в системе наук о человеке.
- 5.1. Педагогика как наука.
- 5.2. Предмет педагогики и ее основные категории.
- 5.3. Задачи педагогической науки.
- 5.4. Система педагогических наук.
- 5.5. Связь педагогики с другими науками.
- Тема 6. Методология и методы педагогических исследований
- Основные методологические подходы в педагогике
- 6.3. Эмпирические и теоретические методы исследования
- Тема 7. Аксиологические основы педагогики
- 7.1. Понятия «аксиология» и «педагогическая аксиология».
- 7.2. Классификация и критерии оценки педагогических ценностей
- Тема 8. Личность ученика как субъекта образования и развития
- 8.1. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.
- 8.3. Современная возрастная периодизация личности.
- Тема 9. Целостный педагогический процесс
- 9.1. Развитие теории целостного педагогического процесса в истории мировой педагогической мысли.
- 9.2. Общая характеристика целостного педагогического процесса
- 9.3. Этапы и движущие силы педагогического процесса
- Тема 10. Проблема целеполагания педагогике
- 10.1. Проблема цели воспитания в педагогике. Целеполагание
- 10.2. Классификация целей воспитания
- 10.3. Определение цели обучения на уроке
- Тема 11. Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития
- 11.1. Понятие о содержании образования
- 11.2. Структура содержания образования
- 11.3. Источники и факторы формирования содержания образования
- 11.4. Образовательный стандарт, его структура и функции
- 11.5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 12. Процесс обучения
- 12.1. Предмет и задачи дидактики
- 12.2. Сущность и функции процесса обучения
- 12.3. Движущие силы процесса обучения
- 12.4. Закономерности и принципы процесса обучения
- Тема 13. Методы обучения и их классификация
- 13.1. Понятие и сущность метода обучения
- 13.2. Исторический характер развития методов обучения
- 13.3. Классификация методов обучения
- 13.4. Критерии выбора и сочетания методов обучения
- Тема 14. Формы организации обучения в современной школе
- 14.1. Возникновение и развитие организационных форм обучения
- 14.2. Урок - основная форма организации обучения в современной школе
- 14.3. Другие формы организации обучения
- Тема 15. Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- 15.1. Сущность и виды средств обучения
- 15.2. Мультимедийные средства обучения
- 15.3. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- Тема 16. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения
- 16.1. Понятие внешней и внутренней дифференциации обучения
- 16.2. Индивидуализация обучения
- 16.3. Детская одаренность
- 16.4. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема
- Тема 17. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания.
- 17.1. Воспитание как специально организованная профессиональная деятельность педагога
- 17.2. Закономерности гуманистического воспитания
- 17.3. Основные принципы гуманистического воспитания
- Тема 18.Методы и формы воспитательной работы с учащимися
- 18.1. Развитие педагогических взглядов на методику и методы воспитательной работы
- 18.2. Общая характеристика методов воспитательной работы в системе целостного педагогического процесса
- 18.3. Формы воспитательной работы
- Тема 19. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
- 19.1. Сущность, пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся
- 19.2. Сущность и содержание нравственной и эстетической культуры личности
- 19.3. Сущность понятий «гражданственность» и «гражданская культура личности»
- Тема 20. Экономическая воспитание и культура профессионального самоопределения личности
- 20.1. Сущность и содержание экономического воспитания школьников
- 20.2. Сущность понятия «профессиональное самоопределение»
- Тема 21. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся
- 21.1. Сущность и пути формирования экологической культуры
- 21.2. Формирование здорового образа жизни учащихся
- Тема 22. Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме
- 22.1. Разработка в педагогике теории коллектива
- 22.2. Сущность и организационные основы деятельности детского воспитательного коллектива
- 22.3. Основные этапы развития детского воспитательного коллектива
- 22.4. Педагогическое руководство коллективом
- 22.5. Семья – воспитательная среда ребенка
- 22.6. Влияние среды на воспитание и развитие личности
- Тема 23. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся
- 23.1. Сущность и структура детского самоуправления в школе
- 23.2. Принципы деятельности и формы школьного самоуправления
- 23.3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- Тема 24. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
- 24.1. Понятие и функции педагогического общения
- 24.2. Позиция педагога и стили педагогического общения
- 24.3. Барьеры в педагогическом общении
- 24.4. Конфликты в педагогическом общении
- Тема 25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся
- 25.1. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся
- 25.2. Индивидуальный стиль деятельности педагога
- 25.3. Классификация стилей педагогической деятельности
- Тема 26. Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики
- 26.1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 26.2. Харизма и лидерские способности педагога
- 26.3. Сущность и функции педагогической диагностики
- 26.4. Элементы тестологии
- Тема 27. Направленность развития инновационной деятельности в образовании
- 27.1. Сущность понятия «педагогическая инновация»
- 27.2. Виды педагогических инноваций
- 27.3. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя