logo
С

26.1. Сущность и структура педагогического менеджмента

Педагогический менеджмент – это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях.

Управленческую деятельность преподавателя рассматривают с разных сторон: как управление поведением учащихся и их дисциплиной, образовательно-воспитательным процессом в целом, и познавательной деятельностью учащихся и студентов. Умение учителя сделать свой предмет интересным для школьника, положительно повлиять на процессы развития, раскрытие творческих потенций ученика - вот та задача, которую должен решать каждый учитель при управлении познавательной деятельностью учащихся.

Н. В. Кузьмина рассматривает процесс управления как процесс решения возникающих педагогических задач и определяет ряд компонентов, необходимых для эффективного управления: информационный, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный

Эффективное управление возможно только тогда, когда оно построено на признании признание неповторимости, уникальности личности и ее прав на свободу, творчество; достижении согласия в коллективной деятельности; нравственном поощрении инициативы.

Учитель должен не только иметь собственный опыт реализации педагогического менеджмента, но и знать особенности, способы, пути его реализации, а также уметь использовать все имеющиеся возможности для развития процесса перехода управления в самоуправление.

Эффективность управления образованием на современном этапе сдерживается следующими факторами:

 Укоренившиеся традиции авторитарной школы.

 Демократические принципы и нормы в образовании не стали ценностью для массового сознания;

 Ограничение самостоятельности школ;

 Отсутствие системы обучения педагогов навыкам партнерства и взаимодействия.

 Недостаточная культура общения.

 Авторитарное общение в большинстве семей. Противоречие между разными стилями отношений и укладами в семьях и школах приводит ребенка к недоверию, к неуважению взрослых, к неумению воспринимать свободу. Складывается двойной стандарт общения;

 Инфантилизм. Несамостоятельность и потребительское отношение к жизни характерно для многих взрослых и детей. Типично ожидание, что «некто» должен «что-то» организовать, создать, представить.

Эффективная управленческая деятельность коррелирует с такими свойствами личности руководителя как активность, эмоциональная устойчивость, социальная зрелость, уверенность, коммуникативные и организаторские способности, самостоятельность и самоконтроль.