logo
С

Гендерные проблемы в образовании

Внедрение категории "гендер" в педагогический процесс имеет принципиальное значение, поскольку в школе начинают складываться представления о профессиональном самоопределении, жизненной стратегии, доступе к ресурсам и власти, имеющие в основе социополовую ориентацию. Развитие гендерного образования в школе позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека во всей полноте этого понятия.

Под "гендерным образованием" подразумевается процесс и результат воздействия воспитательных усилий педагогов на социальное положение и развитие мальчиков и девочек с целью осознания ими своей идентичности, выбора идеалов и жизненных целей, утверждения статуса детей в школьном коллективе, группе сверстников в зависимости от биологического пола.

Школа призвана давать ученикам возможность развивать индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов. Для этого педагогический коллектив должен обладать гендерной чувствительностью, владеть методикой гендерного подхода к процессу социализации девочек и мальчиков.

Вплоть до настоящего времени образовательные учреждения отражают гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем примере неравный статус женщин и мужчин. Как правило, преподаватели, секретари и обслуживающий персонал - женщины, а директор школы или ректор университета - мужчины. Педагогический состав учреждений начального и среднего образования на 90% состоит из женщин. С повышением статуса образовательного учреждения от детского сада к университету число женщин-педагогов уменьшается. Образовательные учреждения не только предоставляют, но и ограничивают возможности карьеры. Ведь учащиеся видят на примере тех, с кем встречаются каждый день, что мужчины - это начальство, а женщины - подчиненные. Кроме того, некоторые предметы и дисциплины четко идентифицируются у студентов и школьников с полом преподавателя. Тем самым программируется и выбор профессии в зависимости от пола.

Основные формы преподавания в школе и вузе опираются на маскулинные способы общения. Прежде всего, это выражается в том, что, начиная с дошкольного возраста, педагоги поощряют мальчиков к самовыражению и активности, а девочек - к послушанию и прилежанию, опрятному внешнему виду. Стиль преподавания, формы коммуникации в учебной аудитории, также влияют на гендерную социализацию учащихся. Новые образовательные возможности как для женщин, так и для мужчин, могут осуществляться в пространстве игры и свободы, что предполагает отказ от муштры, агрессии и дрессировки в пользу мягкости, деликатности и уважения.