logo
С

10.2. Классификация целей воспитания

Педагогические цели, которые ставит учитель, планируя учебно-воспитательный процесс, могут быть классифицированы самым различным образом, в зависимости от того, какой системообразующий фактор будет положен в основание классификации.

Так, например, по масштабу цели можно разделить на стратегические, тактические и оперативные.

Отсутствие стратегии обедняет учебно-воспитательный процесс, заставляет учителя двигаться на ощупь, доверяясь часто лишь собственной интуиции. Отказ от продуманной стратегии существенно сужает педагогический кругозор учителя и на каком-то этапе фактически заставляет его мыслить частнометодическими категориями.

Стратегия учебно-воспитательного процесса определяется социальным заказом школе, отображаясь в теории обучения и воспитания, учебных планах, конкретизируясь в объяснительных записках к программам, образовательным стандартам.

Цели тактического характера связаны с решением конкретных, близлежащих проблем учебно-воспитательного процесса. К тактическим целям будут относиться цели формирования вполне определенных научных понятий и законов, организации самостоятельной работы учащихся с определенным фрагментом учебного текста. Именно такие цели чаще всего встречаются в поурочных планах учителей и именно их часто называют основными дидактическими целями. Тактические цели могут корректироваться, уточняться, видоизменяться. Цели, которые ставятся учителем в процессе реализации программы учебно-воспитательной работы в конкретных условиях данной школы и данного класса, можно назвать оперативными. Оперативные цели наиболее изменчивы и динамичны, так как строятся применительно к педагогическим ситуациям, с которыми имеет дело учитель.

По степени общности цели, преследуемые учителем в учебно-воспитательном процессе, можно делить на общие и частные. Деление это достаточно условно и близко к делению по масштабу, но оно имеет и свою специфику.

Общие цели можно связывать с воспитательными аспектами обучения, с общенаучными методами познания. Частные - с формированием, например, конкретных знаний и умений предметного характера. Общие цели, конечно, могут быть возведены и в ранг стратегии, определяющей генеральную линию всего обучения. Но они могут носить и сопутствующий характер. Частные цели могут быть и тактическими, и стратегическими.