logo
С

5.4. Система педагогических наук.

Современная педагогика представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин и отраслей, находящихся на разных стадиях своего развития и определенным образом связанных между собой.

Исторически первой появившейся педагогической наукой была общая педагогика. Ее возникновение связывают с именем Яна Амоса Коменского и его главным трудом «Великая дидактика», написанным в первой половине ХVΙΙ века. В трудах Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, И.Ф.Гербарта, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Н.И.Пирогова и других выдающихся педагогов оформились два раздела педагогики – «Дидактика» и «Теория воспитания». В ХХ веке сложились еще два раздела – «Общие основы педагогики» и «Школоведение» («Педагогический менеджмент»).

Если за основу классификации педагогического знания принять аспект развития личности, то следует выделить ряд педагогических дисциплин, связанных с изучением закономерностей воспитания и развития личности на разных возрастных этапах. Возрастная педагогика включает преддошкольную и дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику).

Вторым основанием классификации может быть избрана педагогическая сторона конкретного вида человеческой деятельности. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности. В зависимости от специфики профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую, спортивную, театральную, музейную, музыкальную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений.

Выделяется также ряд вспомогательных педагогических дисциплин, задачей которых является углубленное исследование проблем воспитания, обучения и образования на основе привлечения межпредметных связей. Возникновение этих отраслей было связано с усилившимися процессами интеграции научных отраслей в конце ХΙХ – ХХ вв. К этой группе можно отнести историю образования и педагогической мысли, сравнительную педагогику, этнопедагогику, философию воспитания, социальную педагогику, педагогическую психологию, социологию образования и др.

Специальная педагогика, разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) разделяется на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи - логопедия.

Система современного педагогического знания представлена в таблице 2:

Возрастная классификация

Профессиональная отраслевая классификация

Вспомогательные педагогические дисциплины

Специальная педагогика

Преддошкольная и дошкольная

Производственная, военная

История образования и педагогической мысли

Олигофренопедагогика

Педагогика начальной школы

Военная

Этнопедагогика

Сурдопедагогика

Педагогика средней школы

Инженерная

Сравнительная педагогика

Тифлопедагогика

Педагогика среднего специального образования

Музейная

Философия воспитания

Логопедия

Педагогика высшей школы

Театральная

Социология образования

Педагогика последипломного образования

Музыкальная

Социальная педагогика

Педагогика исправительно-трудовых учреждений

Педагогическая психология

В отдельную группу выделяются методики преподавания различных дисциплин. К. настоящему времени оформились методики преподавания основных учебных дисциплин, изучаемых в школе (методика преподавания физики, химии, географии, истории и т. д.), а также методики разделов, составляющих содержание воспитательно-образовательной работы детского сада (методика физического воспитания, нравственного воспитания, эстетического воспитания и т. д.). Складывается и методика преподавания отдельных вузовских курсов (методика преподавания философии, педагогики, психологии и др.). Они содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам Частные методики накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, дополняют друг друга и постоянно развиваются.