logo
С

Тема 1. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь

    1. Образование как ценность, процесс, система и результат.

Образование представляет собой сложный социально-исторический феномен, исследованием которого занимается ряд различных областей научного знания и человеческой мысли. В английском языке словом education (от латинского educatio - воспитание, разведение, выращивание) характеризуется весь процесс приобщения человека к культуре общества. В русской традиции термин "образование" обозначал "образовать, образовывать", создавать образ, просвещать.

Образование – это воспроизводство, трансляция и освоение в жизнедеятельности новых поколений особо устойчивых элементов культуры - традиций и опыта. Содержанием образования является приобщение субъекта к той части человеческой культуры, элементы которой на данный момент наиболее актуализированы в жизни конкретного социума как положительные социально-значимые ценности.

В более узком смысле под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, сознательно ориентированный на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека.

Образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, основной функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества. Образование ориентировано на овладение определенными знаниями, умениями, навыками, нравственными ценностями, нормами поведения. Как система оно представляет собой постоянно развивающуюся сеть учебных заведений разного типа и уровня. Основные элементы образования — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и последипломного образования.

Различают образование естественное (стихийное), происходящее в обществе постоянно в процессе межличностных отношений и общения, и специально организованное, которым занимаются специалисты - учителя, преподаватели, воспитатели. В том случае, если мы говорим об организованном образовании и его системе, важно сформулировать цели, на которые оно направлено; предвидеть результаты, которые должны быть получены в процессе достижения этих целей.

Результатом образования выступает сформированное и проявленное качество под названием "образованность", которая может быть общей и профессионально содержательной. Так, школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным образованием. Широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, ответственности за свои поступки, уверенности и самостоятельности в личностном и профессиональном самоопределении.