logo
С

19.2. Сущность и содержание нравственной и эстетической культуры личности

Нравственная культура - это совокупность норм, принципов и закономерностей, отражающих, выражающих и регулирующих жизнедеятельность людей с позиций добра и блага, равенства и справедливости, чести и достоинства, других ценностей морали.

Нравственная культура соотносится с другими видами культуры материальной и духовной жизни общества и противопоставляется антиподам нравственности: злу, неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и совести, другим антиморальным явлениям. Нравственная культура характеризуется проявлением в системе поведения и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др.

Сюда также включается осуществление жизнедеятельности по принципам гуманизма, демократизма, трудолюбия, социального равенства, сочетания разумного эгоизма (достоинства) и альтруизма, миролюбия. Нравственная культура- это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, следование «золотому правилу нравственности», правилам этикета, принятым в обществе.

Она включает общечеловеческие, корпоративные (групповые) и индивидуально-личностные элементы. В процессе исторического развития мораль и нравственная культура существенно изменяли свое содержание. Но неизменно сохранялось и преумножалось общечеловеческое содержание морали и нравственной культуры.

Нравственная культура у конкретных людей может формироваться и реализоваться как стихийно, так и целенаправленно. Она распространяет свое воздействие на все стороны и сферы жизнедеятельности людей, эффективно регулирует социальные отношения. Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.

Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется, прежде всего, в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив. Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой - к неофициальным межличностным отношениям, третий - к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее, ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или, поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия. Такие явления, как ловкачество, беспринципность, продажность и другие антиподы морали все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений в быту, в политической деятельности, бизнесе и т.д.

Своим отношением к добру, гуманизму, социальной справедливости, миролюбию нравственная культура тесно связана с эстетической культурой.

Эстетическая культура - состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического и других.

Содержание эстетической культуры общества составляют следующие основные элементы. Во-первых, развитость эстетического сознания и мировоззрения субъектов. Во-вторых, утверждение в поведении, общении и деятельности людей прекрасного и возвышенного как ценностей и регулятивов. В-третьих, интегрированность эстетической культуры субъектов в отечественную и мировую художественную культуру. В-четвертых, гуманизм художественного мышления и деятельности. В-пятых, многообразие и свобода эстетического восприятия действительности и самовыражения личности.

Таким образом, нравственная и эстетическая культура представляют самостоятельные элементы духовной культуры субъектов. Нравственная культура связана с различением добра и зла. Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов отражает функционирование искусства, народного художественного творчества, а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной культуры