22.4. Педагогическое руководство коллективом
Появившийся в начале 1960-х гг. термин "педагогическое руководство" трактовался довольно узко и определенно - как руководство со стороны педагогов всей жизнью детей и даже пионерской и комсомольской организациями. Все это наносило значительный ущерб развитию детской самодеятельности в коллективе.
Однако еще в 1920-е гг. проявилась другая крайность - стихийность и спонтанность в организации детских коллективов. Такую практику осудил А.С.Макаренко. Он исходил из необходимости активного педагогического руководства всей жизнью детей, и одна из главных его заслуг состояла в том, что он первым в педагогике провозгласил решающую роль педагогических требований как раз на начальном этапе становления и развития детского воспитательного коллектива. Подлинная самодеятельность воспитанников вырастает в процессе коллективной деятельности - учебной, трудовой, игровой, умело организованной педагогом.
Одной из неотъемлемых черт правильного педагогического руководства ученическим коллективом является обучение соответствующим трудовым и организационным навыкам (Л. Ю. Гордин), передача опыта в различных видах деятельности. Для этого педагог должен, с одной стороны, сам мастерски владеть приемами и навыками той работы, в которую он вовлекает своих воспитанников. С другой - воспитатель должен хорошо представлять себе реальные силы и возможности детей, те навыки и умения, которыми они владеют и которые станут опорными для новых, более сложных формируемых навыков и умений, т. е. стартовый потенциал каждого воспитанника.
Все это вместе взятое требует в известном смысле громадной самоотдачи и максимальной затраты сил педагога. Вспомним, в первые годы колонии им. Горького, ее организатор А. С. Макаренко не мог позволить себе даже выходных дней отдыха, а уже через несколько лет в налаженном коллективе он писал в рабочее время "Педагогическую поэму", а еще позже его коллектив успешно (пока его не "прикрыли") работал и без самого Макаренко. Подобная тенденция наблюдается, как правило, и в других воспитательных коллективах. Коллектив достигает такого уровня развития, что проявляется "эффект Буратино" (О. С. Газман): "делается предмет, а получаешь живое существо".
Сохраняют свою актуальность и мысли А. С. Макаренко об организации коллектива педагогов. Он правомерно считал, что организацию детского воспитательного коллектива нельзя доверить отдельному педагогу, главным образом потому, что он в этом случае неизбежно станет "кустарем-одиночкой" и никогда не сможет стать мастером. Поэтому лучше иметь 5 слабых воспитателей, объединенных в коллектив и воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем чем 10 хороших воспитателей, которые работают в одиночку, кто как хочет.
Педагогический коллектив был сформирован А. С. Макаренко именно исходя из этого принципа. Поэтому и работал он как хорошо отлаженный механизм. Один был талантливым организатором, другой блистал инициативой, третий - мастерством стимулирования трудовых дел воспитанников и каждый - профессионализмом в своем деле. Немаловажно, что рядом с коллективом А. С. Макаренко ставил мастерство педагога.
- Педагогика современной школы
- Тема 1. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- Система образования Республики Беларусь
- Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Гендерные проблемы в образовании
- Тема 2. Педагогическая профессия и ее особенности
- 2.1. Возникновение и развитие педагогической профессии.
- 2.4. Нравственный кодекс педагога
- Тема 3. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
- 3.1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 3.2. Педагогическое взаимодействие
- 3.3. Профессиональная компетентность педагога
- 3.4. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности
- 3.5. Имидж педагога
- Тема 4. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка.
- Тема 5. Педагогика в системе наук о человеке.
- 5.1. Педагогика как наука.
- 5.2. Предмет педагогики и ее основные категории.
- 5.3. Задачи педагогической науки.
- 5.4. Система педагогических наук.
- 5.5. Связь педагогики с другими науками.
- Тема 6. Методология и методы педагогических исследований
- Основные методологические подходы в педагогике
- 6.3. Эмпирические и теоретические методы исследования
- Тема 7. Аксиологические основы педагогики
- 7.1. Понятия «аксиология» и «педагогическая аксиология».
- 7.2. Классификация и критерии оценки педагогических ценностей
- Тема 8. Личность ученика как субъекта образования и развития
- 8.1. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.
- 8.3. Современная возрастная периодизация личности.
- Тема 9. Целостный педагогический процесс
- 9.1. Развитие теории целостного педагогического процесса в истории мировой педагогической мысли.
- 9.2. Общая характеристика целостного педагогического процесса
- 9.3. Этапы и движущие силы педагогического процесса
- Тема 10. Проблема целеполагания педагогике
- 10.1. Проблема цели воспитания в педагогике. Целеполагание
- 10.2. Классификация целей воспитания
- 10.3. Определение цели обучения на уроке
- Тема 11. Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития
- 11.1. Понятие о содержании образования
- 11.2. Структура содержания образования
- 11.3. Источники и факторы формирования содержания образования
- 11.4. Образовательный стандарт, его структура и функции
- 11.5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 12. Процесс обучения
- 12.1. Предмет и задачи дидактики
- 12.2. Сущность и функции процесса обучения
- 12.3. Движущие силы процесса обучения
- 12.4. Закономерности и принципы процесса обучения
- Тема 13. Методы обучения и их классификация
- 13.1. Понятие и сущность метода обучения
- 13.2. Исторический характер развития методов обучения
- 13.3. Классификация методов обучения
- 13.4. Критерии выбора и сочетания методов обучения
- Тема 14. Формы организации обучения в современной школе
- 14.1. Возникновение и развитие организационных форм обучения
- 14.2. Урок - основная форма организации обучения в современной школе
- 14.3. Другие формы организации обучения
- Тема 15. Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- 15.1. Сущность и виды средств обучения
- 15.2. Мультимедийные средства обучения
- 15.3. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- Тема 16. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения
- 16.1. Понятие внешней и внутренней дифференциации обучения
- 16.2. Индивидуализация обучения
- 16.3. Детская одаренность
- 16.4. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема
- Тема 17. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания.
- 17.1. Воспитание как специально организованная профессиональная деятельность педагога
- 17.2. Закономерности гуманистического воспитания
- 17.3. Основные принципы гуманистического воспитания
- Тема 18.Методы и формы воспитательной работы с учащимися
- 18.1. Развитие педагогических взглядов на методику и методы воспитательной работы
- 18.2. Общая характеристика методов воспитательной работы в системе целостного педагогического процесса
- 18.3. Формы воспитательной работы
- Тема 19. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
- 19.1. Сущность, пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся
- 19.2. Сущность и содержание нравственной и эстетической культуры личности
- 19.3. Сущность понятий «гражданственность» и «гражданская культура личности»
- Тема 20. Экономическая воспитание и культура профессионального самоопределения личности
- 20.1. Сущность и содержание экономического воспитания школьников
- 20.2. Сущность понятия «профессиональное самоопределение»
- Тема 21. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся
- 21.1. Сущность и пути формирования экологической культуры
- 21.2. Формирование здорового образа жизни учащихся
- Тема 22. Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме
- 22.1. Разработка в педагогике теории коллектива
- 22.2. Сущность и организационные основы деятельности детского воспитательного коллектива
- 22.3. Основные этапы развития детского воспитательного коллектива
- 22.4. Педагогическое руководство коллективом
- 22.5. Семья – воспитательная среда ребенка
- 22.6. Влияние среды на воспитание и развитие личности
- Тема 23. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся
- 23.1. Сущность и структура детского самоуправления в школе
- 23.2. Принципы деятельности и формы школьного самоуправления
- 23.3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- Тема 24. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
- 24.1. Понятие и функции педагогического общения
- 24.2. Позиция педагога и стили педагогического общения
- 24.3. Барьеры в педагогическом общении
- 24.4. Конфликты в педагогическом общении
- Тема 25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся
- 25.1. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся
- 25.2. Индивидуальный стиль деятельности педагога
- 25.3. Классификация стилей педагогической деятельности
- Тема 26. Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики
- 26.1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 26.2. Харизма и лидерские способности педагога
- 26.3. Сущность и функции педагогической диагностики
- 26.4. Элементы тестологии
- Тема 27. Направленность развития инновационной деятельности в образовании
- 27.1. Сущность понятия «педагогическая инновация»
- 27.2. Виды педагогических инноваций
- 27.3. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя