logo
С

20.1. Сущность и содержание экономического воспитания школьников

Экономическое воспитание - это систематическое, целенаправленное, воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений, навыков, потребностей, интересов, образа мышления и деятельности в выработке определенных черт экономически воспитанной личности.

Экономическое воспитание является одной из сторон воспитательного процесса в целом. Формирующиеся экономические представления детей тесно связаны с экономическими представлениями их родителей. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. В настоящее время в связи с переходом к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.

Основная задача экономического воспитания – формирование в человеке качества хозяина (бережливости, дисциплинированности, деловитости, организованности, трудолюбия и т.д.). Экономическое воспитание направлено на развитие у членов общества умения трудиться творчески, рационально, экономно, достигать высоких конечных результатов с наименьшими затратами.

Экономические качества личности проявляются в процессе конкретной экономической деятельности. Они могут быть позитивными (бережливость, экономность, хозяйственность, организованность и др.) и негативными (расточительность, бесхозяйственность, неорганизованность, пренебрежительное отношение к общим интересам и др.).

Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Школьники с первых шагов обучения должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людей. Родителям рекомендуется своим примером показывать отношение к деньгам, планировать свои доходы и расходы, привлекать детей к составлению семейногобюджета, не задаривать ребенка без меры, выдавать деньги на «карманные расходы» на определенный срок, чтобы ребенок учился планировать свой бюджет.

Определённая роль в экономической подготовке учащихся школ отводится деловым играм. Деловые игры являются педагогическим средством, интенсифицирующим учебную деятельность. Они проводятся с целью моделирования определённых управленческих, экономических, психологических, педагогических ситуаций, их анализа и выработки оптимальных действий в дальнейшем.