logo
С

17.1. Воспитание как специально организованная профессиональная деятельность педагога

Категория воспитания - одна из основных в педагогической науке. Воспитание в русской традиции означало вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. Как специально организованный педагогический процесс, воспитание имеет своей целью социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Воспитание состоит в целенаправленной социализации молодого поколения путем формирования у детей целостной системы духовно-нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

Отечественные педагоги рассматривают воспитание не как средство педагогического воздействия на учащихся, а как разумную и содержательную организацию жизни и разносторонней деятельности детей, что придает ему деятельностно-отношенческий характер. В педагогическом процессе требуется налаживать игровую деятельность и работу детей, дружную жизнь, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, проявление уважения к переживаниям детей, к их работе и учебе. Положение о воспитании как содержательной организации жизнедеятельности детей активно разрабатывал С. Т. Шацкий.

Таким образом, воспитание определяется как сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Особенность воспитательного процесса заключается не в прямом воздействии педагога на воспитанника, а в их социальном взаимодействии. Воспитывать -- это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Эффективность воспитания зависит:

1. От сложившихся воспитательных отношений.

2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.

3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) влияния на воспитанников.

Воспитательная работа может быть успешной лишь в том случае, если педагог использует и реализует в своей профессиональной деятельности знание законов воспитания и ставит перед собой реальные, общественно значимые цели, умело организует учебно-воспитательный процесс и использует накопленное в опыте педагогическое мастерство.

В более локальном значении воспитание часто трактуется как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма, ответственности, самостоятельности и т.д.).

С содержательной точки зрения воспитание включает в себя: умственное; трудовое; физическое. По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, либеральное, демократичное воспитание.

1. Авторитарный стиль. Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, при этом наблюдается низкий уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты и требования отличаются ригидностью и жестокостью. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрируют агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Таких идей, в частности, придерживался немецкий педагог И.Ф. Гербарт, с именем которого обычно связывают формирование методики авторитарного воспитания. Он понимал положительное значение таких методов воспитания, которые содействуют развитию сознательности детей и основаны на доброжелательных отношениях между ними и педагогами, но использовать эти методы он считал целесообразным на более поздних этапах воспитательной работы. В раннем же возрасте он рекомендовал применять различные замечания, внушения указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, запись проступков в кондуит — специально предназначенный для этого журнал.

2. Либеральный стиль. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

3. Демократический стиль. Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.