7. Цели и задачи преподавания информатики в средней школе
Информатика как учебный предмет - это педагогически адаптирована и предметно специфицированная система знаний : учебным объектом которой является предмет информатики как научной дисциплины; предметом - результат дидактичной проработки научных знаний, которые принадлежат к учебному объекту, в соответствии с целями учебы.
Курс информатики начали преподавать в массовой школе в 1985 г. Причинами его введения стали:
- растущая компьютеризация производства;
- растущая компьютеризация научных исследований;
- потребности подготовки высококвалифицированных специалистов для компьютеризованного производства;
- компьютеризация управления (делопроизводство, банковское дело, АРМ руководителя, секретаря, бухгалтера);
- подготовка человека к жизни в компьютеризованном обществе, использования компьютеров в быту;
- доступ через компьютерные сети к мировым информационным ресурсам;
- компьютеризация собственно образования.
Целые учебы информатики в средних учебных заведениях очерчены в Государственном образовательном стандарте из образовательной отрасли "Информатика".
Основной целью предмета "Информатика" является:
1) сформировать знание, умение и навыки, необходимые дня рационального использования средств современных информационно-коммуникационных технологий при развязывании задач, связанных с проработкой информации, ее поиском, систематизацией, хранением, представлением, передаваемостью
2) ознакомить учеников с ролью новых информационно-коммуникационных технологий в современном производстве, науке, повседневной практике, с перспективами развития компьютерной техники
3) положить начало основам информационной культуры учеников.
а, типы величин Практический аспект связан с выработкой навыков работы с готовым программным обеспечением, написанием программ одной из конкретных словно программирование, использованием глобальной сети Интернет для обмена информацией и сообщениями, ее поиска Необходимость выработки практических навыков и умений работы на компьютере предусматривает значительное повышение удельного веса практических занятий (сравнительно с другими предметами) в общей структуре курса, предоставляя курсу информатики специфические черты, которые отличают его от других предметов.
Развивающая цель реализуется в процессе овладения учениками опытом творчества поисковой деятельности, осознания явлений окружающей действительности, их подобия и отличия Предусматривается развитие у учеников:
- логического мышления и интуиции, пространственного воображения
- умений перенесения знаний и навыков в новую ситуацию на основе осуществления проблемно-поисковой деятельности
- интеллектуальных и познавательных способностей (разных видов памяти - слухового и зрительного, оперативного и долгосрочного внимания - произвольной и непроизвольной, воображения и тому подобное)
- готовности к овладению и использованию новой компьютерной техники и новому программному обеспечению.
- готовности к дальнейшему самообразованию у отрасли информационных и технологий.
Практическая цель школьного курса информатики - внести вклад в трудовую и технологическую подготовку учеников то есть обеспечить их теми знаниями, умениями и навыками которые являются составляющими подготовки к трудовой деятельности после окончания школы Это значит, что школьный курс информатики должен не только знакомить с основными понятиями информатику, но и быть практически ориентированным - учить школьника работы на компьютере и использования средств новых информационно-коммуникационных технологий.
Задание курсу информатики
- ознакомить учеников с такими понятиями как система, информация, модель, алгоритм, их ролью в формировании современной информационной картины мира
- раскрыть общие закономерности информационных процессов в природе обществе, технических системах
- ознакомишь учеников с принципами формализации суждений, структуризации информации, сформировать умение строить информационные модели объектов и систем, которые изучаются
- развивать синтетическое и аналитическое мышление
- сформировать умение организовывать поиск информации, которая необходима для развязывания поставленной задачи, с помощью фиксированного набора средств
- сформировать навыки поиска проработки, хранения, передаваемости информации с помощью современных компьютерных технологий для развязывания учебных задач и для будущей профессиональной деятельности.
- сформировать потребность использования средств компьютерной техники, то есть сформировать привычку своевременно удаваться к использованию компьютера во время развязывания задач из любой предметной отрасли, которая базируется на сознательном обладании информационными технологиями и технических навыках использования компьютера.
- 1. Способы кодировки информации в сетях эвм
- 2. Топология построения сетей.
- 3. Структура домену.
- Адресация узлов в сети (аппаратные, символьные и др. Адреса)
- Оборудование сети
- Протокол tcp, назначение и реализация
- Протокол ip и его основные функции
- Протокол arp
- Классы ip-адрес
- Принцип эталонной модели osi
- Принцип построения ip –адреса
- Основные уровни модели osi
- Понятие о протоколе и стеку протоколов.
- Настройка пк для работы в сети
- Стек tcp / ip.
- Основные этапы разработки баз данных
- 17. Инфологичная модель данных ("сущность-связь").
- 18. Общие понятия реляционного подхода к организации бд
- 19. Архитектура банка данных и три типа моделей.
- 20. Реляционная модель данных. Принципиальные отличия иерархической и сетевой моделей данных.
- 21. Логическая и физическая модели данных.
- 22. Базовые понятия реляционных баз данных. Правила Кодда.
- 23. Схема отношения, схема базы данных, типы связей
- 24. Проектирование реляционных баз данных с использованием нормализации. Нормальные формы
- 25. Алгоритм нормализации
- 27. Основные структурные элементы бд ms Access : таблицы, запить, формы, отчеты, макросы, модули.
- 28. Работа с запросами в субд Access. Создание запроса-выборки. Создание итогового запроса. Групповые операции. Расчеты в запитые с помощью выражений.
- 29. Работа с запросами в субд Access. Запить в режиме sql.
- Insert into таблица select ...;
- 30. Работа с формами в субд Access. Создание форм, элементов управления и элементов макета. Свойства формы. Свойства элемента управления.
- 31. Использование Visual Basic For Application. Создание процедур обработки событий.
- 32. Разработка отчетов в субд Access. Группирование и сортировка записей. Расчеты в отчете.
- 33. Создание главной кнопочной формы. Налаживание параметров запуска
- 34. Макросы и модули в ms Access.
- 35. Запись sql –операторов.
- 36. Создание простых запросов языком sql
- 37. Группирование результатов средствами языка sql.
- 38. Создание много табличных запросов средствами языка sql.
- 39. Изменение содержимого базы данных средствами языка sql.
- 40. Идентификаторы языка sql
- 41. Создание баз данных средствами языка sql.
- 42. Технологичность программного обеспечения. Модули. Требования к модулям.
- 43. Разработка программного обеспечения (восходящая и нисходящая).
- 44. Средства описания структурных алгоритмов.
- 45. Эффективность. Уменьшение времени выполнения программы.
- 46. Программирование "с защитой от ошибок".
- 47. Блочно-иерархический подход к созданию сложных систем.
- 48. Жизненный цикл и этапы разработки программного обеспечения.
- 49. Модели (каскадная, спиральная) жизненного цикла программного обеспечения.
- 50. Управление программным проектом (начало, измерение, оценка, риски, планирования, трассировки, контроль).
- 51. Планирование проектных задач.
- 52. Размерно-ориентированные метрики
- 53. Функционально-ориентированные метрики.
- 54. Классические методы анализа. Структурный анализ. Анализ, который ориентируется на структуры данных.
- 56. Модульность. Информационная закрытость. Связность модуля.
- 57. Сложность программной системы.
- 58. Структурное тестирование программного обеспечения
- 59. Функциональное тестирование программного обеспечения
- 60. Технология разработки объектно-ориентированных программных систем
- Дистанционное образование: особенности, принципы, методы, организационные формы, программное обеспечение.
- Возможности использования компьютерных сетей в учебно-воспитательном процессе.
- 5. Контроль в учебно-воспитательном процессе. Автоматизация контроля. Психолого-педагогическая диагностика на основе компьютерного тестирования.
- 6. Стандарты электронной учебы
- 7. Цели и задачи преподавания информатики в средней школе
- 8. Содержание I структура школьного курса информатики. Действующие программы курса информатики.
- 9.Допрофильная подготовка по информатике
- 10. Критерии оценивания знаний и умений учеников из школьного курса информатики.
- 11. Курсы по выбору для профильной учебы информатики.
- 12. Технологическая учеба информатики : понятие информационно-технологических знаний, умений, навыков.
- 13. Методические подходы к технологической учебе информатики.
- 14. Организация дополнительных внеурочных форм учебы информатики в школе: кружки, факультативы, олимпиады.
- 15. Специфика урока информатики. Подготовка учителя к уроку. Организация I проведения разных типов урока из информатики.
- 16. Учебно-методическое и программное обеспечение школьного курса информатики. Классификация педагогических программных средств. Приблизительный состав программного обеспечения
- Раздел 1: 1) Алгоритм и алгоритмический язык, 2) Построение алгоритма для решения задач.
- Раздел 2:1) Устройство эвм, 2) Знакомство с программированием, 3) Роль эвм в современном обществе перспективы развития вычислительной техники.
- Часть 1 - персональный компьютер(история создания, устройство, операционная система, графический редактор, текстовый редактор, архивация, вирусы, электронные таблицы, субд, сети).
- Часть 2 - Основы алгоритмизации и программирования.
- Методические особенности учебных пособий из курса информатики.
- 9 Класс