Методические особенности учебных пособий из курса информатики.
Курс“Основи інформатики. 7-9 класи”
Автори:
І.Л.Володіна
В.В.Володін
Ю.О.Столяров
Особливості навчальних посібників Головні герої
Учні почнуть знайомство з інформатикою за допомогою нових друзів - семикласників, з якими на протязі першого року відбувається 27 цікавих історій. Кожна пригода оформлена окремим параграфом у посібнику і відбувається саме у той час, коли триває робота з відповідним навчальним матеріалом
У посібнику інформатики для 8 класу учні будуть зустрічати пригоди та розмірковування Петрика, Стасика, Тарасика та Дусі виключно при постановці завдань, виконанні практичних робіт та навчально-тренувальних завдань
Методика изучения темы " Информация. Информационные процессы и системы" в школьном курсе информатики.
9 клас
1. Информация. Информационные процессы и системы (2 часа)
Понятие об информации и способах ее представления. Данные. Разновидности информационных сообщений. Измерение объема данных. Понятие об информационной избыточности сообщений. Способы представления и кодировки сообщений, двоичная кодировка. Измерение длины двоичного кода. Информационные процессы: получение, сбор, хранение, поиск, обработка и передаваемость информации.
Объекты и их свойства.
Понятие об информационных системах и технологиях. Виды информационных систем. Понятие об аппаратном и программном обеспечении информационной системы. Этапы развития и области применения информационных технологий.
Понятие об информационной культуре и компетентности информатики. Информатика как наука и отрасль деятельности человека. | Ученик
объясняет: - понятие информации, данных, информационного сообщения; - понятие об информационной избыточности сообщений; - понятие информационной системы; - понятие аппаратного и программного обеспечения; - понятие информационной культуры и компетентности информатики; - понятие об информатике как науке и отрасли деятельности человека; описывает: - способы представления сообщений; - способы оценивания количества информации; - разновидности информационных процессов : получения, сбора, хранения, поиска, обработки и передаваемости информации; - этапы развития и области применения информационных технологий; - разновидности информационных систем; - структуру информационной системы; называет: - виды сообщений; дает определение: - единиц измерения длины двоичного кода : бита, байта, килобайта, мегабайта, гигабайта, терабайта; умеет: - определять длину двоичного кода сообщения. |
Методика изучения темы " Аппаратное обеспечение информационных систем" в школьном курсе информатики. 9 клас
Аппаратное обеспечение информационных систем (3 часа)
Типичная архитектура персонального компьютера. Классификация и назначение аппаратных средств : пристроил введение, выведение, хранение и обработки информации. Классификация и основные характеристики процессоров. Принцип действия и основные характеристики наиболее распространенных видов запам'ятовуючих пристроил: дисковых накопителей, оперативной и памяти флеши. Классификация и основные характеристики принтеров. Видеосистема компьютера, назначения и основные характеристики ее составляющих : монитора, видеоадаптера и видеопамяти. Мультимедийное оборудование. Коммуникационные устройства. История развития вычислительной техники. Поколение ЭВМ. Правила техники безопасности во время работы на компьютере. Практическая работа № 1. Работа с клавиатурным тренажером. | Ученик
объясняет: - назначение структурных компонентов персонального компьютера; - отличие между оперативными и постоянными запам'ятовуючими устройствами; - отличие между внешними и внутренними запам'ятовуючими устройствами; - назначение устройств, которые входят в состав мультимедийного оборудования; описывает: - типичную архитектуру персонального компьютера; - основные характеристики запам'ятовуючих пристроил; - назначение и основные характеристики мониторов и видеоадаптеров; - основные характеристики принтеров; - принцип действия накопителей на магнитных и оптических дисках; - функциональное назначение и основные характеристики процессоров; приводит примеры: - пристроил введение, выведение, хранение и обработки информации. классифицирует: - процессоры; - запам'ятовуючі устройства; - устройства введения и выведения информации; придерживается: - правил техники безопасности во время работы на компьютере. |
Методика изучения темы " Системное программное обеспечение" в школьном курсе информатики.9 класс
Системное программное обеспечение (7 год.) Общие сведения о системном, служебном и прикладном программном обеспечении. Классификация, основные функции и составляющие операционных систем. Понятие о ядре операционной системы, интерфейсе пользователя, драйверах и утилитах. Разновидности интерфейса пользователя. Понятие файловой системы, отличия между распространенными файловыми системами. Понятие файла, каталога. Имя файла и каталога, расширения имени файла. Имена внешних запам'ятовуючих пристроил, путь к файлу.
Работа с основными элементами графического интерфейса пользователя операционной системы. Использование окон, меню, элементов управления.
Работа с объектами файловой системы : создание, копирование, переименовывание, перемещение и удаление объектов. Использование ярлыков. Использование буфера обмена. Поиск информации на компьютере. Запуск на выполнение программ. Типы файлов. Связь типов файлов с программами и с расширениями имен файлов. Использование автономной и онлайновой справки операционной системы. Установление и удаление программ. Возобновление удаленных данных. Программа проверки и очистки дисков. Дефрагментация дисков. Контрольные точки возобновления операционной системы. Практическая работа № 2. Работа с интерфейсом пользователя операционной системы. Практическая работа № 3. Работа с объектами файловой системи. Практична робота № 4. Пошук інформації на комп’ютері.
| Ученик объясняет: - отличие между системным, служебным и прикладным программным обеспечением; - понятие ядра операционной системы, интерфейса пользователя, драйвера и утилиты; - понятие файловой системы; - отличия между распространенными файловыми системами; - содержание пути к файлу; - понятие файла и каталога; - понятие типа файла; - понятие и назначение ярлыков; - необходимость периодической проверки и очистки дисков; описывает: - назначение и основные функции операционной системы; - основные правила работы с объектами файловой системы; - разновидности интерфейса пользователя; - способы запуска программ на выполнение; - способ возобновления удаленных данных; - методику установления и удаления программного обеспечения; распознает: - файлы и каталоги; - имена, расширения имен и типы файлов; - файлы, которым сопоставленные программы; - стандартные имена внешних запам'ятовуючих устройств компьютера; классифицирует: - операционные системы по типу интерфейса пользователя, за количеством пользователей и программ, которые работают в системе одновременно; умеет: - перемещать, открывать, разворачивать, сворачивать окна и изменять их размер; - определять и записывать путь к файлу; - переходить к файлу за заданным путем; - выделять объекты и группы объектов для выполнения операций над ними; - создавать каталоги; - создавать ярлыки (ссылка на файлы, каталоги или диски); - переименовывать файлы и каталоги; - удалять файлы и каталоги; - копировать и перемещать файлы и каталоги с использованием и без использования буферу обмена; - запускать на выполнение программы; - открывать файлы, типы которых связаны с программами; - обращаться к службе технической поддержки производителей операционной системы и прикладного программного обеспечения; - устанавливать и удалять программы с помощью специальных средств, которые предоставляются операционной системой; - возобновлять удаленные файлы и папки; - создавать резервные копии файлов и папок; - создавать контрольные точки возобновления и определять расписание их автоматического создания; - возвращать состояние системных файлов к контрольной точке возобновления; - находить на компьютере необходимую информацию в автоматизированном режиме; - определять необходимость дефрагментации дисков; использует: - элементы управления для выполнения действий в среде операционной системы; - меню окна папки и главное меню операционной системы; - буфер обмена для копирования и перемещения файлов, каталогов и ярлыков; - автономную и онлайновую справку операционной системы; - средства автоматизированного поиска информации на компьютере; - средства возобновления состояния системных данных; - программу проверки и очистки дисков; - программу дефрагментации дисков. |
Методика изучения темы " Служебное программное обеспечение" в школьном курсе информатики.9 клас
4. Службове програмне забезпечення (3 год.) Понятие компьютерного вируса. История и классификация вирусов и троянских программ. Назначение, принцип действия и классификация антивирусных программ. Работа в среде антивирусной программы. Правила профилактики заражения компьютера вирусами. Сжимание, архивирование и разархивирование данных. Архиваторы и операции с архивами. Запись информации на оптические носители. Форматирование и копирование дисков.
Практическая работа № 5. Защита компьютера от вирусов.
Практическая работа № 6. Архивирование и разархивирование данных. | Ученик объясняет: - понятие и общий принцип действия вируса; - отличия между вирусами и троянскими программами; - правила профилактики заражения компьютера вирусами; имеет представление: - о принципах сжимания информации; описывает: - особенности загрузочных и файловых вирусов, макровирусов, сетевых вирусов, вирусов-червей и троянских программ; - назначение антивирусных программ-сканеров, мониторов, ревизоров, блокировщиков; определяет: - необходимость и целесообразность сжимания данных; распознает: - файлы архивов; использует: - антивирусное программное обеспечение для одноразового и периодического сканирования и лечения файлов и дисков; - программу-архиватор для создания и розпакування архивов в формате rar и zip; - программу для записи информации на оптические носители; умеет: - сканировать и лечить папки и диски; - настраивать параметры периодической антивирусной проверки и автоматического обновления антивирусных баз; - записывать данные на оптические диски; - форматировать внешние носители информации, такие как гибкие или оптические диски, устройства памяти флеши; - создавать копии оптических дисков; - архивировать и розархівовувати файлы и папки; - добавлять файлы и папки к имеющимся архивам и удалять их из архивов. |
Методика изучения темы " Компьютерные сети" в школьном курсе информатики.9 клас
5. Компьютерные сети (6 часов) 5.1. Понятие о компьютерных сетях. Работа в локальной сети (3 часа) Понятия о глобальной и локальной компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение сетей. Понятие о сервере и клиентском компьютере. Сетевые протоколы.
Понятие рабочей группы, домену, пользователя и сеанса пользователя; вход в локальную сеть. Понятие о правах доступа к ресурсам. Навигация локальной сетью. Общее использование файлов и папок. Предоставление доступу к ресурсам. Общее использование принтеров и общий доступ к глобальной сети.
Отдаленное управление компьютером.
Практическая работа № 7. Общее использование ресурсов локальной сети. | Ученик объясняет: - понятие глобальной и локальной компьютерных сетей; - понятие рабочей группы, домену, пользователя и сеанса пользователя; - понятие прав доступа к ресурсам; - понятие сервера и клиентского компьютера; различает: - локальную сеть и глобальную сеть; - вход к сеансу пользователя на локальном компьютере и вход к сетевому домену; - компьютер-клиент и компьютер-сервер; называет: - протоколы, которые применяются в локальных сетях; - оборудование, необходимое для организации локальной сети и подключения к ней компьютеров; описывает: - способы навигации локальной сетью в среде операционной системы; - назначение основных сетевых протоколов; - способы организации общего доступа к Интернету; умеет: - открывать файлы и папки на других компьютерах локальной сети; - копировать и перемещать данные между разными компьютерами сети; - предоставлять общий доступ к папкам на клиентском компьютере;
- использовать сетевой принтер; - использовать системные средства отдаленного управления компьютером. |
5.2. Основы Интернета. Всемирная паутина и поиск в Интернете (3 часа) Назначение и структура сети Интернет. Протоколы Интернета. Адресация в Интернете, понятие IP -адреси, доменного имени и URL -адреси. Способы подключения к Интернету, функции провайдера. Службы Интернета. Понятия гипертекстового документа, гиперссылки, веб-страницы и веб-сайта. Понятие всемирной паутины и навигация ею.
Использование и настройка браузера. Выбор системы кодировки во время пересмотра веб-страниц. Сохранение веб-страниц и их фрагментов на локальном компьютере. Использование списка сайтов, избранных для быстрого доступа.
Средства поиска информации в Интернете. Принципы функционирования веб-каталогов и поисковых систем. Стратегии поиска информации.
Практическая работа № 8. Поиск информации в Интернете. | Ученик объясняет: - назначение сети Интернет; - понятие URL -адреси, IP -адреси, и доменного имени; - правила адресации ресурсов в Интернете; - назначение самых распространенных служб Интернета : веб-сервиса, электронной почты, телеконференций, файлового сервиса, отдаленного управления компьютером, интерактивного общения, IP -телефонії; - назначение основных протоколов Интернета; - понятие гипертекстового документа и гиперссылки; - понятие веб-страницы и веб-сайта; - понятие всемирной паутины; - функции интернет-провайдера; приводит примеры: - URL -адрес и доменных имен; описывает: - способы подключения к Интернету с помощью отдаленного доступа и через компьютер-шлюз локальной сети; использует: - браузер для навигации Интернетом; - веб-каталоги и поисковые системы для нахождения информации в Интернете; умеет: - открывать в окне браузера веб-страницу с заданным адресом; - выбирать систему кодировки для пересмотра веб-страниц; - создавать и редактировать список сайтов, избранных для быстрого пересмотра; - хранить веб-страницы на локальном компьютере; - находить в Интернете информацию на заданную тему; - избирать стратегию поиска информации в Интернете. |
Методика изучения темы " Компьютерная графика" в школьном курсе информатики. 9 клас
7. Компьютерная графика (7 часов) 7.1. Средства пересмотра и превращения графической информации (1 час) Понятие компьютерной графики. Растровые и векторные изображения и их свойства. Цветовые системы. Назначение и классификация средств обработки графических данных. Форматы графических файлов. Средства пересмотра изображений и превращения графических форматов. | Ученик объясняет: - понятие векторного и растрового изображения; - понятие цветовой системы; описывает: - свойства распространенных форматов графических файлов, таких как BMP, GIF, JPEG;
- принцип кодировки цвета в системах RGB, CMYK, HSB; - назначение и разновидности средств обработки графических данных; сравнивает: - свойства векторных и растровых изображений; - цветовые системы; - возможности редакторов векторной и растровой графики; использует: - специализированы программные средства для пересмотра изображений; умеет: - превращать форматы графических файлов с помощью специализированных программных средств. |
7.2. Основы растровой графики (3 часа) Источника и параметры растровых изображений. Понятие о разрешающей способности, глубину цвета и их связок с качеством растровых изображений. Работа в среде редактора растровой графики : работа с файлами, использование инструментов рисования, выделения фрагментов рисунку, их перемещения и копирования. Создание текстовых надписей. Настройка цвета.
Практическая работа № 11. Создание растровых изображений. | объясняет: - отличие между разрешающей способностью монитора и разрешающей способностью изображения; описывает: - назначение и способ использования основных инструментов рисования; - методику выделения на изображениях областей разного типа; использует: - графический редактор для создания и редактирования растровых изображений; - инструменты для рисования прямых и кривых линий; - инструменты для рисования геометрических фигур; - инструменты для заливки замкнутых областей изображений; умеет: - открывать и хранить изображение, а также создавать новые изображения в среде графического редактора; - избирать цвет для инструментов рисования и зафарбування на палитре цветов; - избирать толщину и тип линии и другие параметры инструментов рисования; - выделять фрагменты изображений с помощью инструментов разного типа; - перемещать, копировать, вращать, закрашивать и удалять выделенные области изображения; - создавать на изображении текстовые надписи; - масштабировать изображение. |
7.3. Основы векторной графики (3 часа)
Принципы построения и обработки векторных изображений.
Средства графического редактора, встроенного в среду офисных программ; создание простых векторных изображений. Инструменты рисования. Рисование геометрических фигур. Операции с объектами.
Зафарбування объектов, установление параметров заливки.
Создание рисунков из кривых и ломаных. Многослойные изображения, управление размещением объектов за слоями. Выравнивание и группирование объектов. Добавление тексту к графическим изображениям и его форматированию.
Практическая работа № 12. Создание векторных изображений. | Ученик:
описывает: - понятие и принципы построения векторных изображений; - способы формирования изображений из геометрических примитивов; использует: - инструменты рисования, предназначенные для чертежа линий, стрелок, основных геометрических фигур; - группирование для управления изображениями, которые состоят из нескольких графических объектов;
- средства выравнивания объектов; - линейки, сетку; - слои для управления взаимным расположением объектов на изображении; умеет: - создавать и редактировать изображение в документах; - создавать объекты, которые состоят из многих базовых геометрических фигур; - выделять, копировать и перемещать объекты; - вращать, отбивать и масштабировать объекты; - закрашивать объекты, используя однородные, градиентные, узорные и текстурные заливки; - добавлять к графическим изображениям текст и форматировать его. |
Методика изучения темы "Компьютерные презентации и публикации" в школьном курсе информатики.
- 1. Способы кодировки информации в сетях эвм
- 2. Топология построения сетей.
- 3. Структура домену.
- Адресация узлов в сети (аппаратные, символьные и др. Адреса)
- Оборудование сети
- Протокол tcp, назначение и реализация
- Протокол ip и его основные функции
- Протокол arp
- Классы ip-адрес
- Принцип эталонной модели osi
- Принцип построения ip –адреса
- Основные уровни модели osi
- Понятие о протоколе и стеку протоколов.
- Настройка пк для работы в сети
- Стек tcp / ip.
- Основные этапы разработки баз данных
- 17. Инфологичная модель данных ("сущность-связь").
- 18. Общие понятия реляционного подхода к организации бд
- 19. Архитектура банка данных и три типа моделей.
- 20. Реляционная модель данных. Принципиальные отличия иерархической и сетевой моделей данных.
- 21. Логическая и физическая модели данных.
- 22. Базовые понятия реляционных баз данных. Правила Кодда.
- 23. Схема отношения, схема базы данных, типы связей
- 24. Проектирование реляционных баз данных с использованием нормализации. Нормальные формы
- 25. Алгоритм нормализации
- 27. Основные структурные элементы бд ms Access : таблицы, запить, формы, отчеты, макросы, модули.
- 28. Работа с запросами в субд Access. Создание запроса-выборки. Создание итогового запроса. Групповые операции. Расчеты в запитые с помощью выражений.
- 29. Работа с запросами в субд Access. Запить в режиме sql.
- Insert into таблица select ...;
- 30. Работа с формами в субд Access. Создание форм, элементов управления и элементов макета. Свойства формы. Свойства элемента управления.
- 31. Использование Visual Basic For Application. Создание процедур обработки событий.
- 32. Разработка отчетов в субд Access. Группирование и сортировка записей. Расчеты в отчете.
- 33. Создание главной кнопочной формы. Налаживание параметров запуска
- 34. Макросы и модули в ms Access.
- 35. Запись sql –операторов.
- 36. Создание простых запросов языком sql
- 37. Группирование результатов средствами языка sql.
- 38. Создание много табличных запросов средствами языка sql.
- 39. Изменение содержимого базы данных средствами языка sql.
- 40. Идентификаторы языка sql
- 41. Создание баз данных средствами языка sql.
- 42. Технологичность программного обеспечения. Модули. Требования к модулям.
- 43. Разработка программного обеспечения (восходящая и нисходящая).
- 44. Средства описания структурных алгоритмов.
- 45. Эффективность. Уменьшение времени выполнения программы.
- 46. Программирование "с защитой от ошибок".
- 47. Блочно-иерархический подход к созданию сложных систем.
- 48. Жизненный цикл и этапы разработки программного обеспечения.
- 49. Модели (каскадная, спиральная) жизненного цикла программного обеспечения.
- 50. Управление программным проектом (начало, измерение, оценка, риски, планирования, трассировки, контроль).
- 51. Планирование проектных задач.
- 52. Размерно-ориентированные метрики
- 53. Функционально-ориентированные метрики.
- 54. Классические методы анализа. Структурный анализ. Анализ, который ориентируется на структуры данных.
- 56. Модульность. Информационная закрытость. Связность модуля.
- 57. Сложность программной системы.
- 58. Структурное тестирование программного обеспечения
- 59. Функциональное тестирование программного обеспечения
- 60. Технология разработки объектно-ориентированных программных систем
- Дистанционное образование: особенности, принципы, методы, организационные формы, программное обеспечение.
- Возможности использования компьютерных сетей в учебно-воспитательном процессе.
- 5. Контроль в учебно-воспитательном процессе. Автоматизация контроля. Психолого-педагогическая диагностика на основе компьютерного тестирования.
- 6. Стандарты электронной учебы
- 7. Цели и задачи преподавания информатики в средней школе
- 8. Содержание I структура школьного курса информатики. Действующие программы курса информатики.
- 9.Допрофильная подготовка по информатике
- 10. Критерии оценивания знаний и умений учеников из школьного курса информатики.
- 11. Курсы по выбору для профильной учебы информатики.
- 12. Технологическая учеба информатики : понятие информационно-технологических знаний, умений, навыков.
- 13. Методические подходы к технологической учебе информатики.
- 14. Организация дополнительных внеурочных форм учебы информатики в школе: кружки, факультативы, олимпиады.
- 15. Специфика урока информатики. Подготовка учителя к уроку. Организация I проведения разных типов урока из информатики.
- 16. Учебно-методическое и программное обеспечение школьного курса информатики. Классификация педагогических программных средств. Приблизительный состав программного обеспечения
- Раздел 1: 1) Алгоритм и алгоритмический язык, 2) Построение алгоритма для решения задач.
- Раздел 2:1) Устройство эвм, 2) Знакомство с программированием, 3) Роль эвм в современном обществе перспективы развития вычислительной техники.
- Часть 1 - персональный компьютер(история создания, устройство, операционная система, графический редактор, текстовый редактор, архивация, вирусы, электронные таблицы, субд, сети).
- Часть 2 - Основы алгоритмизации и программирования.
- Методические особенности учебных пособий из курса информатики.
- 9 Класс