logo
Ответы Госы_3

Методические особенности учебных пособий из курса информатики.

КурсОснови інформатики. 7-9 класи

Автори:

І.Л.Володіна

В.В.Володін

Ю.О.Столяров

Особливості навчальних посібників Головні герої

Учні почнуть знайомство з інформатикою за допомогою нових друзів - семикласників, з якими на протязі першого року відбувається 27 цікавих історій. Кожна пригода оформлена окремим параграфом у посібнику і відбувається саме у той час, коли триває робота з відповідним навчальним матеріалом

У посібнику інформатики для 8 класу учні будуть зустрічати пригоди та розмірковування Петрика, Стасика, Тарасика та Дусі виключно при постановці завдань, виконанні практичних робіт та навчально-тренувальних завдань

Методика изучения темы " Информация. Информационные процессы и системы" в школьном курсе информатики.

9 клас

1. Информация. Информационные процессы и системы (2 часа)

Понятие об информации и способах ее представления. Данные. Разновидности информационных сообщений. Измерение объема данных. Понятие об информационной избыточности сообщений. Способы представления и кодировки сообщений, двоичная кодировка. Измерение длины двоичного кода. Информационные процессы: получение, сбор, хранение, поиск, обработка и передаваемость информации.

Объекты и их свойства.

Понятие об информационных системах и технологиях. Виды информационных систем. Понятие об аппаратном и программном обеспечении информационной системы. Этапы развития и области применения информационных технологий.

Понятие об информационной культуре и компетентности информатики. Информатика как наука и отрасль деятельности человека.

Ученик

объясняет:

- понятие информации, данных, информационного сообщения;

- понятие об информационной избыточности сообщений;

- понятие информационной системы;

- понятие аппаратного и программного обеспечения;

- понятие информационной культуры и компетентности информатики;

- понятие об информатике как науке и отрасли деятельности человека;

описывает:

- способы представления сообщений;

- способы оценивания количества информации;

- разновидности информационных процессов : получения, сбора, хранения, поиска, обработки и передаваемости информации;

- этапы развития и области применения информационных технологий;

- разновидности информационных систем;

- структуру информационной системы;

называет:

- виды сообщений;

дает определение:

- единиц измерения длины двоичного кода : бита, байта, килобайта, мегабайта, гигабайта, терабайта;

умеет:

- определять длину двоичного кода сообщения.

Методика изучения темы " Аппаратное обеспечение информационных систем" в школьном курсе информатики. 9 клас

Аппаратное обеспечение информационных систем (3 часа)

Типичная архитектура персонального компьютера. Классификация и назначение аппаратных средств : пристроил введение, выведение, хранение и обработки информации.

Классификация и основные характеристики процессоров. Принцип действия и основные характеристики наиболее распространенных видов запам'ятовуючих пристроил: дисковых накопителей, оперативной и памяти флеши. Классификация и основные характеристики принтеров. Видеосистема компьютера, назначения и основные характеристики ее составляющих : монитора, видеоадаптера и видеопамяти. Мультимедийное оборудование. Коммуникационные устройства.

История развития вычислительной техники. Поколение ЭВМ.

Правила техники безопасности во время работы на компьютере.

Практическая работа № 1. Работа с клавиатурным тренажером.

Ученик

объясняет:

- назначение структурных компонентов персонального компьютера;

- отличие между оперативными и постоянными запам'ятовуючими устройствами;

- отличие между внешними и внутренними запам'ятовуючими устройствами;

- назначение устройств, которые входят в состав мультимедийного оборудования;

описывает:

- типичную архитектуру персонального компьютера;

- основные характеристики запам'ятовуючих пристроил;

- назначение и основные характеристики мониторов и видеоадаптеров;

- основные характеристики принтеров;

- принцип действия накопителей на магнитных и оптических дисках;

- функциональное назначение и основные характеристики процессоров;

приводит примеры:

- пристроил введение, выведение, хранение и обработки информации.

классифицирует:

- процессоры;

- запам'ятовуючі устройства;

- устройства введения и выведения информации;

придерживается:

- правил техники безопасности во время работы на компьютере.

Методика изучения темы " Системное программное обеспечение" в школьном курсе информатики.9 класс

Системное программное обеспечение (7 год.)

Общие сведения о системном, служебном и прикладном программном обеспечении. Классификация, основные функции и составляющие операционных систем. Понятие о ядре операционной системы, интерфейсе пользователя, драйверах и утилитах. Разновидности интерфейса пользователя. Понятие файловой системы, отличия между распространенными файловыми системами. Понятие файла, каталога. Имя файла и каталога, расширения имени файла. Имена внешних запам'ятовуючих пристроил, путь к файлу.

Работа с основными элементами графического интерфейса пользователя операционной системы. Использование окон, меню, элементов управления.

Работа с объектами файловой системы : создание, копирование, переименовывание, перемещение и удаление объектов. Использование ярлыков. Использование буфера обмена.

Поиск информации на компьютере.

Запуск на выполнение программ. Типы файлов. Связь типов файлов с программами и с расширениями имен файлов.

Использование автономной и онлайновой справки операционной системы.

Установление и удаление программ. Возобновление удаленных данных. Программа проверки и очистки дисков. Дефрагментация дисков. Контрольные точки возобновления операционной системы.

Практическая работа № 2. Работа с интерфейсом пользователя операционной системы.

Практическая работа № 3. Работа с объектами файловой системи.

Практична робота № 4. Пошук інформації на комп’ютері.

Ученик

объясняет:

- отличие между системным, служебным и прикладным программным обеспечением;

- понятие ядра операционной системы, интерфейса пользователя, драйвера и утилиты;

- понятие файловой системы;

- отличия между распространенными файловыми системами;

- содержание пути к файлу;

- понятие файла и каталога;

- понятие типа файла;

- понятие и назначение ярлыков;

- необходимость периодической проверки и очистки дисков;

описывает:

- назначение и основные функции операционной системы;

- основные правила работы с объектами файловой системы;

- разновидности интерфейса пользователя;

- способы запуска программ на выполнение;

- способ возобновления удаленных данных;

- методику установления и удаления программного обеспечения;

распознает:

- файлы и каталоги;

- имена, расширения имен и типы файлов;

- файлы, которым сопоставленные программы;

- стандартные имена внешних запам'ятовуючих устройств компьютера;

классифицирует:

- операционные системы по типу интерфейса пользователя, за количеством пользователей и программ, которые работают в системе одновременно;

умеет:

- перемещать, открывать, разворачивать, сворачивать окна и изменять их размер;

- определять и записывать путь к файлу;

- переходить к файлу за заданным путем;

- выделять объекты и группы объектов для выполнения операций над ними;

- создавать каталоги;

- создавать ярлыки (ссылка на файлы, каталоги или диски);

- переименовывать файлы и каталоги;

- удалять файлы и каталоги;

- копировать и перемещать файлы и каталоги с использованием и без использования буферу обмена;

- запускать на выполнение программы;

- открывать файлы, типы которых связаны с программами;

- обращаться к службе технической поддержки производителей операционной системы и прикладного программного обеспечения;

- устанавливать и удалять программы с помощью специальных средств, которые предоставляются операционной системой;

- возобновлять удаленные файлы и папки;

- создавать резервные копии файлов и папок;

- создавать контрольные точки возобновления и определять расписание их автоматического создания;

- возвращать состояние системных файлов к контрольной точке возобновления;

- находить на компьютере необходимую информацию в автоматизированном режиме;

- определять необходимость дефрагментации дисков;

использует:

- элементы управления для выполнения действий в среде операционной системы;

- меню окна папки и главное меню операционной системы;

- буфер обмена для копирования и перемещения файлов, каталогов и ярлыков;

- автономную и онлайновую справку операционной системы;

- средства автоматизированного поиска информации на компьютере;

- средства возобновления состояния системных данных;

- программу проверки и очистки дисков;

- программу дефрагментации дисков.

Методика изучения темы " Служебное программное обеспечение" в школьном курсе информатики.9 клас

4. Службове програмне забезпечення (3 год.)

Понятие компьютерного вируса. История и классификация вирусов и троянских программ. Назначение, принцип действия и классификация антивирусных программ. Работа в среде антивирусной программы. Правила профилактики заражения компьютера вирусами.

Сжимание, архивирование и разархивирование данных. Архиваторы и операции с архивами.

Запись информации на оптические носители. Форматирование и копирование дисков.

Практическая работа № 5. Защита компьютера от вирусов.

Практическая работа № 6. Архивирование и разархивирование данных.

Ученик

объясняет:

- понятие и общий принцип действия вируса;

- отличия между вирусами и троянскими программами;

- правила профилактики заражения компьютера вирусами;

имеет представление:

- о принципах сжимания информации;

описывает:

- особенности загрузочных и файловых вирусов, макровирусов, сетевых вирусов, вирусов-червей и троянских программ;

- назначение антивирусных программ-сканеров, мониторов, ревизоров, блокировщиков;

определяет:

- необходимость и целесообразность сжимания данных;

распознает:

- файлы архивов;

использует:

- антивирусное программное обеспечение для одноразового и периодического сканирования и лечения файлов и дисков;

- программу-архиватор для создания и розпакування архивов в формате rar и zip;

- программу для записи информации на оптические носители;

умеет:

- сканировать и лечить папки и диски;

- настраивать параметры периодической антивирусной проверки и автоматического обновления антивирусных баз;

- записывать данные на оптические диски;

- форматировать внешние носители информации, такие как гибкие или оптические диски, устройства памяти флеши;

- создавать копии оптических дисков;

- архивировать и розархівовувати файлы и папки;

- добавлять файлы и папки к имеющимся архивам и удалять их из архивов.

Методика изучения темы " Компьютерные сети" в школьном курсе информатики.9 клас

5. Компьютерные сети (6 часов) 5.1. Понятие о компьютерных сетях. Работа в локальной сети (3 часа) Понятия о глобальной и локальной компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение сетей. Понятие о сервере и клиентском компьютере. Сетевые протоколы.

Понятие рабочей группы, домену, пользователя и сеанса пользователя; вход в локальную сеть. Понятие о правах доступа к ресурсам. Навигация локальной сетью. Общее использование файлов и папок. Предоставление доступу к ресурсам. Общее использование принтеров и общий доступ к глобальной сети.

Отдаленное управление компьютером.

Практическая работа № 7. Общее использование ресурсов локальной сети.

Ученик

объясняет:

- понятие глобальной и локальной компьютерных сетей;

- понятие рабочей группы, домену, пользователя и сеанса пользователя;

- понятие прав доступа к ресурсам;

- понятие сервера и клиентского компьютера;

различает:

- локальную сеть и глобальную сеть;

- вход к сеансу пользователя на локальном компьютере и вход к сетевому домену;

- компьютер-клиент и компьютер-сервер;

называет:

- протоколы, которые применяются в локальных сетях;

- оборудование, необходимое для организации локальной сети и подключения к ней компьютеров;

описывает:

- способы навигации локальной сетью в среде операционной системы;

- назначение основных сетевых протоколов;

- способы организации общего доступа к Интернету;

умеет:

- открывать файлы и папки на других компьютерах локальной сети;

- копировать и перемещать данные между разными компьютерами сети;

- предоставлять общий доступ к папкам на клиентском компьютере;

- использовать сетевой принтер;

- использовать системные средства отдаленного управления компьютером.

5.2. Основы Интернета. Всемирная паутина и поиск в Интернете (3 часа)

Назначение и структура сети Интернет. Протоколы Интернета. Адресация в Интернете, понятие IP -адреси, доменного имени и URL -адреси. Способы подключения к Интернету, функции провайдера. Службы Интернета. Понятия гипертекстового документа, гиперссылки, веб-страницы и веб-сайта. Понятие всемирной паутины и навигация ею.

Использование и настройка браузера. Выбор системы кодировки во время пересмотра веб-страниц. Сохранение веб-страниц и их фрагментов на локальном компьютере. Использование списка сайтов, избранных для быстрого доступа.

Средства поиска информации в Интернете. Принципы функционирования веб-каталогов и поисковых систем. Стратегии поиска информации.

Практическая работа № 8. Поиск информации в Интернете.

Ученик

объясняет:

- назначение сети Интернет;

- понятие URL -адреси, IP -адреси, и доменного имени;

- правила адресации ресурсов в Интернете;

- назначение самых распространенных служб Интернета : веб-сервиса, электронной почты, телеконференций, файлового сервиса, отдаленного управления компьютером, интерактивного общения, IP -телефонії;

- назначение основных протоколов Интернета;

- понятие гипертекстового документа и гиперссылки;

- понятие веб-страницы и веб-сайта;

- понятие всемирной паутины;

- функции интернет-провайдера;

приводит примеры:

- URL -адрес и доменных имен;

описывает:

- способы подключения к Интернету с помощью отдаленного доступа и через компьютер-шлюз локальной сети;

использует:

- браузер для навигации Интернетом;

- веб-каталоги и поисковые системы для нахождения информации в Интернете;

умеет:

- открывать в окне браузера веб-страницу с заданным адресом;

- выбирать систему кодировки для пересмотра веб-страниц;

- создавать и редактировать список сайтов, избранных для быстрого пересмотра;

- хранить веб-страницы на локальном компьютере;

- находить в Интернете информацию на заданную тему;

- избирать стратегию поиска информации в Интернете.

Методика изучения темы " Компьютерная графика" в школьном курсе информатики. 9 клас

7. Компьютерная графика (7 часов)

7.1. Средства пересмотра и превращения графической информации (1 час)

Понятие компьютерной графики. Растровые и векторные изображения и их свойства. Цветовые системы. Назначение и классификация средств обработки графических данных.

Форматы графических файлов. Средства пересмотра изображений и превращения графических форматов.

Ученик

объясняет:

- понятие векторного и растрового изображения;

- понятие цветовой системы;

описывает:

- свойства распространенных форматов графических файлов, таких как BMP, GIF, JPEG;

- принцип кодировки цвета в системах RGB, CMYK, HSB;

- назначение и разновидности средств обработки графических данных;

сравнивает:

- свойства векторных и растровых изображений;

- цветовые системы;

- возможности редакторов векторной и растровой графики;

использует:

- специализированы программные средства для пересмотра изображений;

умеет:

- превращать форматы графических файлов с помощью специализированных программных средств.

7.2. Основы растровой графики (3 часа)

Источника и параметры растровых изображений. Понятие о разрешающей способности, глубину цвета и их связок с качеством растровых изображений. Работа в среде редактора растровой графики : работа с файлами, использование инструментов рисования, выделения фрагментов рисунку, их перемещения и копирования. Создание текстовых надписей. Настройка цвета.

Практическая работа № 11. Создание растровых изображений.

объясняет:

- отличие между разрешающей способностью монитора и разрешающей способностью изображения;

описывает:

- назначение и способ использования основных инструментов рисования;

- методику выделения на изображениях областей разного типа;

использует:

- графический редактор для создания и редактирования растровых изображений;

- инструменты для рисования прямых и кривых линий;

- инструменты для рисования геометрических фигур;

- инструменты для заливки замкнутых областей изображений;

умеет:

- открывать и хранить изображение, а также создавать новые изображения в среде графического редактора;

- избирать цвет для инструментов рисования и зафарбування на палитре цветов;

- избирать толщину и тип линии и другие параметры инструментов рисования;

- выделять фрагменты изображений с помощью инструментов разного типа;

- перемещать, копировать, вращать, закрашивать и удалять выделенные области изображения;

- создавать на изображении текстовые надписи;

- масштабировать изображение.

7.3. Основы векторной графики (3 часа)

Принципы построения и обработки векторных изображений.

Средства графического редактора, встроенного в среду офисных программ; создание простых векторных изображений. Инструменты рисования. Рисование геометрических фигур. Операции с объектами.

Зафарбування объектов, установление параметров заливки.

Создание рисунков из кривых и ломаных. Многослойные изображения, управление размещением объектов за слоями. Выравнивание и группирование объектов. Добавление тексту к графическим изображениям и его форматированию.

Практическая работа № 12. Создание векторных изображений.

Ученик:

описывает:

- понятие и принципы построения векторных изображений;

- способы формирования изображений из геометрических примитивов;

использует:

- инструменты рисования, предназначенные для чертежа линий, стрелок, основных геометрических фигур;

- группирование для управления изображениями, которые состоят из нескольких графических объектов;

- средства выравнивания объектов;

- линейки, сетку;

- слои для управления взаимным расположением объектов на изображении;

умеет:

- создавать и редактировать изображение в документах;

- создавать объекты, которые состоят из многих базовых геометрических фигур;

- выделять, копировать и перемещать объекты;

- вращать, отбивать и масштабировать объекты;

- закрашивать объекты, используя однородные, градиентные, узорные и текстурные заливки;

- добавлять к графическим изображениям текст и форматировать его.

Методика изучения темы "Компьютерные презентации и публикации" в школьном курсе информатики.