logo
Ответы Госы_3

14. Организация дополнительных внеурочных форм учебы информатики в школе: кружки, факультативы, олимпиады.

Внеклассная работа - это система занятий, мероприятий и организованной учебы учеников, которые проводятся в школах и поза ими под руководством учителей, общественности, органов ученического самоуправления.

внеурочные занятия свободны относительно выбора конкретной тематики, уровня самостоятельности учеников в приобретении прикладных знаний и умений, осуществления целеустремленной творческой деятельности.

Внеклассная работа построены с учетом познавательных и твор¬чих интересов учеников на основе их добровольного участия.

Цели - расширение и углубление знаний учеников из информатики, повышение познавательных интересов путем проведения интересных мероприятий.

Не стоит считать внеклассной работой дополнительные занятия с теми учениками, которые не полностью овладели школьной программой из информатики, а также индивидуальные и групповые занятия с теми, кто учится из випе¬редженням.

Можно выделить основные требования к организации внеклассной работы в школе:

- привлечение к внеклассной деятельности учеников с учетом их интересов и способностей;

- органическое единство учебной и внеклассной деятельности;

- целенаправленность, общественное полезная значимость внеклассной работы;

- доступность учебного материала, соответствие его возраста учеников, уровню их развития;

- связь разных форм внеклассной работы : индивидуальных, групо¬вих и массовых;

- сочетание добровольности участия учеников во внеклассной работе из обо¬в'язковістю ее выполнения.

Дополнительные занятия по информатике содействуют лучшему развитию інди¬відуальних способностей учеников и преследуют такие основные цели:

а) пробуждение и развитие интереса к углубленному изучению информатики и ее ответвлениям;

б) формирование навыков научно-исследовательского характера;

в) обеспечение допрофессиональной трудовой подготовки школьников в отрасли применения информационных технологий;

г) организация свободного времени и досуга.

Внеклассная работа со школьниками из информатики в ряде случаев может проходить в традиционных формах (кружки, факультативные курсы, олимпиады), а может приобретать новые, специфические формы (компьютерные клубы, глазные и заочные, летние и зимние школы юных программистов, дистан¬ційні олимпиады, участие в телекоммуникационных проектах и тому подобное).

Кружки из информатики

Кружок - наиболее гибкая, глубоко индивидуальная форма работы с разным содержанием. В кружке участвуют ученики разных возрастных категорий, занимаются только те, кто проявил явный и повышенный интерес к пред¬цель. Кружки успешно организуются и работают там, где есть кабинеты компьютерной техники, однако для начала работы кружка достаточно даже одного компьютера.

Работа кружка проходит эффективнее, если он работает за загодя разработанным планом.

Недостаточную оснастку школ компьютерами привело в свое время до распространения заочных форм внеклассной работы.

С появлением персональных ЭВМ и доступа к Интернету получают распространение новые, нетрадиционные организационные формы внешкольной робо¬ты учеников. В их числе платные компьютерные клубы, которые предоставляют школьнику самостоятельный выбор цели и периодичность занятий; Интернет-кафе, в которых созданы условия для использования услуг глобальной сети. Работе с компьютером в кружке можно легко предоставить интересного игрового характера, потому занятия кружков по информатике привлекают учеников, в том числе и учеников средних классов.

Отметим основные направления проведения занятий кружков по інфор¬матики:

- основы работы на компьютере для запуска прикладных программ учебного назначения и дальнейшего их использования для роз¬в'язування разных заданий;

- правила работы с электронной почтой и броузерами для стирает¬гляду гипертекстовых страниц, форумами для дальнейшей работы в телекоммуникационных проектах;

- поиск информации в глобальной сети с помощью використан¬ня поисковых систем;

- язык разметки гипертекста и создания веб-страниц;

- принципы создания графических изображений;

- основы алгоритмизации в среде Логосвітів и тому подобное.

Для учеников старшего возраста можно ставить задачи-проекты большого объема : создание баз данных для школы, разработка сервисных средств - программ для учителя информатики.

Работа кружка дает возможность учитывать и развивать способности и наклоны учеников. В этом одно из ее преимуществ перед обычными занятиями. Разнообразие устройств, которые изучаются и используются в группу¬ках, разный уровень сложности и трудоемкости вопросов и заданий, необход¬ність широких теоретических и практических знаний дают возможность путем продуманного отбора тем удовлетворить интересы всех членов кружка неза¬лежно от их знаний, опыта и способностей.

На основе кружков могут создаваться научные сообщества (школьные академии и др.), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы, олимпиады, телекоммуникационные проекты.

Факультативные курсы из информатики

Особенную актуальность имеет проблема разработки содержания и методики проведения факультативных занятий по информатике. Факультативы из информатики не являются формой внеклассной работы. Это одна из форм дифе¬ренційованого учебы информатики, цель которой - углубление и расширение знаний учеников. Факультативные занятия предусматривают углуби¬лене изучение информатики. Факультатив связывает уроки и внеклассные занятия, создает условия для перехода от усвоения школьного курса к изучению информатики как науке.

Важной проблемой является взаимосвязь факультативных занятий с изучением обязательного курса, согласованность во времени и содержании изучения тех или других вопросов.

При этом домашние задания на факультативных занятиях целесообразно возвести к минимуму и предлагать их лишь для того, чтобы ученики были подготовленными к следующему занятию.

Целями факультативных курсов являются: углубление знаний в отрасли інфор¬матики или другой дисциплины, изучение которой связано с компьютерами; профориентация.

Внеклассная работа - это система занятий, мероприятий и организованной учебы учеников, которые проводятся в школах и поза ими под руководством учителей, общественности, органов ученического самоуправления.

внеурочные занятия свободны относительно выбора конкретной тематики, уровня самостоятельности учеников в приобретении прикладных знаний и умений, осуществления целеустремленной творческой деятельности.

Внеклассная работа построены с учетом познавательных и твор¬чих интересов учеников на основе их добровольного участия.

Цели - расширение и углубление знаний учеников из информатики, повышение познавательных интересов путем проведения интересных мероприятий.

Не стоит считать внеклассной работой дополнительные занятия с теми учениками, которые не полностью овладели школьной программой из информатики, а также индивидуальные и групповые занятия с теми, кто учится из випе¬редженням.

Можно выделить основные требования к организации внеклассной работы в школе:

- привлечение к внеклассной деятельности учеников с учетом их интересов и способностей;

- органическое единство учебной и внеклассной деятельности;

- целенаправленность, общественное полезная значимость внеклассной работы;

- доступность учебного материала, соответствие его возраста учеников, уровню их развития;

- связь разных форм внеклассной работы : индивидуальных, групо¬вих и массовых;

- сочетание добровольности участия учеников во внеклассной работе из обо¬в'язковістю ее выполнения.

Дополнительные занятия по информатике содействуют лучшему развитию інди¬відуальних способностей учеников и преследуют такие основные цели:

а) пробуждение и развитие интереса к углубленному изучению информатики и ее ответвлениям;

б) формирование навыков научно-исследовательского характера;

в) обеспечение допрофессиональной трудовой подготовки школьников в отрасли применения информационных технологий;

г) организация свободного времени и досуга.

Внеклассная работа со школьниками из информатики в ряде случаев может проходить в традиционных формах (кружки, факультативные курсы, олимпиады), а может приобретать новые, специфические формы (компьютерные клубы, глазные и заочные, летние и зимние школы юных программистов, дистан¬ційні олимпиады, участие в телекоммуникационных проектах и тому подобное).

Кружки из информатики

Кружок - наиболее гибкая, глубоко индивидуальная форма работы с разным содержанием. В кружке участвуют ученики разных возрастных категорий, занимаются только те, кто проявил явный и повышенный интерес к пред¬цель. Кружки успешно организуются и работают там, где есть кабинеты компьютерной техники, однако для начала работы кружка достаточно даже одного компьютера.

Работа кружка проходит эффективнее, если он работает за загодя разработанным планом.

Недостаточную оснастку школ компьютерами привело в свое время до распространения заочных форм внеклассной работы.

С появлением персональных ЭВМ и доступа к Интернету получают распространение новые, нетрадиционные организационные формы внешкольной робо¬ты учеников. В их числе платные компьютерные клубы, которые предоставляют школьнику самостоятельный выбор цели и периодичность занятий; Интернет-кафе, в которых созданы условия для использования услуг глобальной сети. Работе с компьютером в кружке можно легко предоставить интересного игрового характера, потому занятия кружков по информатике привлекают учеников, в том числе и учеников средних классов.

Отметим основные направления проведения занятий кружков по інфор¬матики:

- основы работы на компьютере для запуска прикладных программ учебного назначения и дальнейшего их использования для роз¬в'язування разных заданий;

- правила работы с электронной почтой и броузерами для стирает¬гляду гипертекстовых страниц, форумами для дальнейшей работы в телекоммуникационных проектах;

- поиск информации в глобальной сети с помощью використан¬ня поисковых систем;

- язык разметки гипертекста и создания веб-страниц;

- принципы создания графических изображений;

- основы алгоритмизации в среде Логосвітів и тому подобное.

Для учеников старшего возраста можно ставить задачи-проекты большого объема : создание баз данных для школы, разработка сервисных средств - программ для учителя информатики.

Работа кружка дает возможность учитывать и развивать способности и наклоны учеников. В этом одно из ее преимуществ перед обычными занятиями. Разнообразие устройств, которые изучаются и используются в группу¬ках, разный уровень сложности и трудоемкости вопросов и заданий, необход¬ність широких теоретических и практических знаний дают возможность путем продуманного отбора тем удовлетворить интересы всех членов кружка неза¬лежно от их знаний, опыта и способностей.

На основе кружков могут создаваться научные сообщества (школьные академии и др.), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы, олимпиады, телекоммуникационные проекты.

Факультативные курсы из информатики

Особенную актуальность имеет проблема разработки содержания и методики проведения факультативных занятий по информатике. Факультативы из информатики не являются формой внеклассной работы. Это одна из форм дифе¬ренційованого учебы информатики, цель которой - углубление и расширение знаний учеников. Факультативные занятия предусматривают углуби¬лене изучение информатики. Факультатив связывает уроки и внеклассные занятия, создает условия для перехода от усвоения школьного курса к изучению информатики как науке.

Ориентировочный перечень тем факультативных курсов может быть таким:

1. Компьютер как средство изучения : компьютер и физика (математика, биология, иностранный язык, география); компьютер как средство для економічних расчетов и средство учета и контроля; компьютер и управление школой; компьютер как средство общения (коммуникации); компьютер и моделирование, компьютер и графика, компьютер и архитектура.

2. Компьютер, программное обеспечение, как объект изучения : изучение языка программирования, изучения строения компьютера, изучения программних средств.

Массовые мероприятия внеклассной работы по информатике

К массовым формам внеклассной работы из информатики можно отнести:

Тематические вечера. В зависимости от цели, которую ставят организаторы, вечера из информатики могут быть нескольких типов:

- вечера, главной целью которых является расширения и углубления знаний и умений учеников, приобретенных на занятиях по информатике.

- вечера, главной целью которых является развитие интереса к інформати¬ки, расширение кругозора учеников путем осуществления міжпредмет-них связей.

Недели информатики. Мероприятия, которые проходят во время недели, різ¬номанітні : встречи с программистами, людьми, чья профессия связана с использованием компьютеров; экскурсия на компьютерную выставку или на производство, где используется компьютерная техника; выпуск стен¬них газет; выставки с конкретными результатами работ учеников на комп'ютере: пересмотр программ, разработанных учениками, компьютерных газет, запятых¬п'ютерних презентаций, баз данных, графиков и рисунков, музичнихфрагментів, рефератов, веб-страниц и тому подобное.

Турниры, творческие игры из информатики. Олимпиады