logo
Ответы Госы_3

12. Технологическая учеба информатики : понятие информационно-технологических знаний, умений, навыков.

Информационно-технологическим учебным курсом или учебным курсом информационно-технологической направленности будем считать учебный курс, дидактичные составляющие (цель, содержание, методы, формы и средства учебы) которого направлены на формирование основ информационно-технологической компетентности.

Основной целью информационно-технологического учебного курса должно быть формирование у учеников информационно-технологических знаний и умений создания информационного продукта с помощью средств ІКТ.

Под информационным продуктом мы понимаем искусственный информационный объект определенного назначения, созданный по определенным требованиям (стандартами) и определенными правилами (технологиями). Информационные продукты за их приложением можно условно разделить на:

1) некомпьютерные информационные продукты (тексты, расчеты, изображения);

2) компьютерные информационные продукты (компьютерные модели, анимации, видеоролики, веб-альбомы, веб-журналы, сайты, веб-єнциклопедії и тому подобное)

3) профессиональные компьютерные продукты (системное и прикладное программное обеспечение).

Основными дидактичными принципами конструирования содержания информационно-технологического учебного курса должны быть такие принципы:

принцип научности, который предусматривает отбивание в содержании передовых научных достижений в отрасли ІКТ и применение современных программных средств для учебы;

принцип фундаментальности, который проявляется в двух аспектах, : знаннєвому (понятия, связанные с теорией ІКТ) и технологическому (как осуществление некоторых абстрагированных процессов, направленных на достижение определенного результата и независимых от избранного инструментария);

принцип профессиональной направленности, то есть ориентация содержания курса на будущую профессиональную деятельность.

Содержанием информационно-технологического учебного курса являются информационно-технологические знания, умения и навыки.

В совокупности информационно-технологических знаний можно выделить две составляющие:

- фактические знания: знание теории ІКТ (понятие информационных систем, информационно-коммуникационных технологий, средств ІКТ, принципы построения и функціювання средств ІКТ, принципы и методы обработки информации с помощью средств ІКТ, требования к определенным информационным продуктам общего и профессионального назначения - стандарты ІКТ и тому подобное);

- процессуальные знания (знания о составе, основных функциональных возможностях и режимах работы программных средств; знание о выполнении простых технологических операций в среде программных средств; знание о технологиях создания определенных программных продуктов общего и профессионального назначения с помощью разных программных средств.

Информационно-технологические умения - это складноструктуровані умение проектирования и разработки информационных продуктов общего и профессионального назначения. Система информационно-технологических умений является синтезом умений работы с информацией (поиск, анализ, передаваемость, обобщение, обработка, хранение) и технологических умений (постановка целей создания продукта, использования существующей или разработка новой технологии создания продукта, тестирования продукта на соответствие с определенными требованиями).

Информационно-технологические умения формируются на основе информационно-технологических знаний и информационно-технологических навыков.

Информационно-технологические навыки - это простые действия в среде программного средства, доказанные до определенного автоматизма (работа с файловой системой, работа из графических интерфейсом и тому подобное).

Основными методами учебы должны быть репродуктивные (создание продукта по образцу) и как обобщающие - производительные (проектировочные) методы.

Основной формой учебы должны быть практические работы.

Средствами учебы являются программные средства создания определенного информационного продукта, презентации лекций, видеоуроки для самостоятельного изучения курса и тому подобное. Заметим, что необходимость использования в учебном процессе только лицензионного или свободного программного обеспечения является более актуальным вопросом и требует отдельного обсуждения.

Результатом учебы информационно-технологического курса мы считаем сформированность системы информационно-технологических умений создания информационного продукта как составной информационно-технологической компетентности ученика.

Заметим, что преподавание информационно-технологического курса требует от учителя информатики тщательной дидактичной проробки - структуризации содержания курса, понятийного аппарата, разработки учителем методических рекомендаций из выполнения практических работ по проектированию и созданию определенных информационных продуктов.

Дальнейшего исследования требует методология построения понятийной структуры информационно-технологического курса на основе стандартов ІКТ с использованием онтологического подхода.