12. Технологическая учеба информатики : понятие информационно-технологических знаний, умений, навыков.
Информационно-технологическим учебным курсом или учебным курсом информационно-технологической направленности будем считать учебный курс, дидактичные составляющие (цель, содержание, методы, формы и средства учебы) которого направлены на формирование основ информационно-технологической компетентности.
Основной целью информационно-технологического учебного курса должно быть формирование у учеников информационно-технологических знаний и умений создания информационного продукта с помощью средств ІКТ.
Под информационным продуктом мы понимаем искусственный информационный объект определенного назначения, созданный по определенным требованиям (стандартами) и определенными правилами (технологиями). Информационные продукты за их приложением можно условно разделить на:
1) некомпьютерные информационные продукты (тексты, расчеты, изображения);
2) компьютерные информационные продукты (компьютерные модели, анимации, видеоролики, веб-альбомы, веб-журналы, сайты, веб-єнциклопедії и тому подобное)
3) профессиональные компьютерные продукты (системное и прикладное программное обеспечение).
Основными дидактичными принципами конструирования содержания информационно-технологического учебного курса должны быть такие принципы:
принцип научности, который предусматривает отбивание в содержании передовых научных достижений в отрасли ІКТ и применение современных программных средств для учебы;
принцип фундаментальности, который проявляется в двух аспектах, : знаннєвому (понятия, связанные с теорией ІКТ) и технологическому (как осуществление некоторых абстрагированных процессов, направленных на достижение определенного результата и независимых от избранного инструментария);
принцип профессиональной направленности, то есть ориентация содержания курса на будущую профессиональную деятельность.
Содержанием информационно-технологического учебного курса являются информационно-технологические знания, умения и навыки.
В совокупности информационно-технологических знаний можно выделить две составляющие:
- фактические знания: знание теории ІКТ (понятие информационных систем, информационно-коммуникационных технологий, средств ІКТ, принципы построения и функціювання средств ІКТ, принципы и методы обработки информации с помощью средств ІКТ, требования к определенным информационным продуктам общего и профессионального назначения - стандарты ІКТ и тому подобное);
- процессуальные знания (знания о составе, основных функциональных возможностях и режимах работы программных средств; знание о выполнении простых технологических операций в среде программных средств; знание о технологиях создания определенных программных продуктов общего и профессионального назначения с помощью разных программных средств.
Информационно-технологические умения - это складноструктуровані умение проектирования и разработки информационных продуктов общего и профессионального назначения. Система информационно-технологических умений является синтезом умений работы с информацией (поиск, анализ, передаваемость, обобщение, обработка, хранение) и технологических умений (постановка целей создания продукта, использования существующей или разработка новой технологии создания продукта, тестирования продукта на соответствие с определенными требованиями).
Информационно-технологические умения формируются на основе информационно-технологических знаний и информационно-технологических навыков.
Информационно-технологические навыки - это простые действия в среде программного средства, доказанные до определенного автоматизма (работа с файловой системой, работа из графических интерфейсом и тому подобное).
Основными методами учебы должны быть репродуктивные (создание продукта по образцу) и как обобщающие - производительные (проектировочные) методы.
Основной формой учебы должны быть практические работы.
Средствами учебы являются программные средства создания определенного информационного продукта, презентации лекций, видеоуроки для самостоятельного изучения курса и тому подобное. Заметим, что необходимость использования в учебном процессе только лицензионного или свободного программного обеспечения является более актуальным вопросом и требует отдельного обсуждения.
Результатом учебы информационно-технологического курса мы считаем сформированность системы информационно-технологических умений создания информационного продукта как составной информационно-технологической компетентности ученика.
Заметим, что преподавание информационно-технологического курса требует от учителя информатики тщательной дидактичной проробки - структуризации содержания курса, понятийного аппарата, разработки учителем методических рекомендаций из выполнения практических работ по проектированию и созданию определенных информационных продуктов.
Дальнейшего исследования требует методология построения понятийной структуры информационно-технологического курса на основе стандартов ІКТ с использованием онтологического подхода.
- 1. Способы кодировки информации в сетях эвм
- 2. Топология построения сетей.
- 3. Структура домену.
- Адресация узлов в сети (аппаратные, символьные и др. Адреса)
- Оборудование сети
- Протокол tcp, назначение и реализация
- Протокол ip и его основные функции
- Протокол arp
- Классы ip-адрес
- Принцип эталонной модели osi
- Принцип построения ip –адреса
- Основные уровни модели osi
- Понятие о протоколе и стеку протоколов.
- Настройка пк для работы в сети
- Стек tcp / ip.
- Основные этапы разработки баз данных
- 17. Инфологичная модель данных ("сущность-связь").
- 18. Общие понятия реляционного подхода к организации бд
- 19. Архитектура банка данных и три типа моделей.
- 20. Реляционная модель данных. Принципиальные отличия иерархической и сетевой моделей данных.
- 21. Логическая и физическая модели данных.
- 22. Базовые понятия реляционных баз данных. Правила Кодда.
- 23. Схема отношения, схема базы данных, типы связей
- 24. Проектирование реляционных баз данных с использованием нормализации. Нормальные формы
- 25. Алгоритм нормализации
- 27. Основные структурные элементы бд ms Access : таблицы, запить, формы, отчеты, макросы, модули.
- 28. Работа с запросами в субд Access. Создание запроса-выборки. Создание итогового запроса. Групповые операции. Расчеты в запитые с помощью выражений.
- 29. Работа с запросами в субд Access. Запить в режиме sql.
- Insert into таблица select ...;
- 30. Работа с формами в субд Access. Создание форм, элементов управления и элементов макета. Свойства формы. Свойства элемента управления.
- 31. Использование Visual Basic For Application. Создание процедур обработки событий.
- 32. Разработка отчетов в субд Access. Группирование и сортировка записей. Расчеты в отчете.
- 33. Создание главной кнопочной формы. Налаживание параметров запуска
- 34. Макросы и модули в ms Access.
- 35. Запись sql –операторов.
- 36. Создание простых запросов языком sql
- 37. Группирование результатов средствами языка sql.
- 38. Создание много табличных запросов средствами языка sql.
- 39. Изменение содержимого базы данных средствами языка sql.
- 40. Идентификаторы языка sql
- 41. Создание баз данных средствами языка sql.
- 42. Технологичность программного обеспечения. Модули. Требования к модулям.
- 43. Разработка программного обеспечения (восходящая и нисходящая).
- 44. Средства описания структурных алгоритмов.
- 45. Эффективность. Уменьшение времени выполнения программы.
- 46. Программирование "с защитой от ошибок".
- 47. Блочно-иерархический подход к созданию сложных систем.
- 48. Жизненный цикл и этапы разработки программного обеспечения.
- 49. Модели (каскадная, спиральная) жизненного цикла программного обеспечения.
- 50. Управление программным проектом (начало, измерение, оценка, риски, планирования, трассировки, контроль).
- 51. Планирование проектных задач.
- 52. Размерно-ориентированные метрики
- 53. Функционально-ориентированные метрики.
- 54. Классические методы анализа. Структурный анализ. Анализ, который ориентируется на структуры данных.
- 56. Модульность. Информационная закрытость. Связность модуля.
- 57. Сложность программной системы.
- 58. Структурное тестирование программного обеспечения
- 59. Функциональное тестирование программного обеспечения
- 60. Технология разработки объектно-ориентированных программных систем
- Дистанционное образование: особенности, принципы, методы, организационные формы, программное обеспечение.
- Возможности использования компьютерных сетей в учебно-воспитательном процессе.
- 5. Контроль в учебно-воспитательном процессе. Автоматизация контроля. Психолого-педагогическая диагностика на основе компьютерного тестирования.
- 6. Стандарты электронной учебы
- 7. Цели и задачи преподавания информатики в средней школе
- 8. Содержание I структура школьного курса информатики. Действующие программы курса информатики.
- 9.Допрофильная подготовка по информатике
- 10. Критерии оценивания знаний и умений учеников из школьного курса информатики.
- 11. Курсы по выбору для профильной учебы информатики.
- 12. Технологическая учеба информатики : понятие информационно-технологических знаний, умений, навыков.
- 13. Методические подходы к технологической учебе информатики.
- 14. Организация дополнительных внеурочных форм учебы информатики в школе: кружки, факультативы, олимпиады.
- 15. Специфика урока информатики. Подготовка учителя к уроку. Организация I проведения разных типов урока из информатики.
- 16. Учебно-методическое и программное обеспечение школьного курса информатики. Классификация педагогических программных средств. Приблизительный состав программного обеспечения
- Раздел 1: 1) Алгоритм и алгоритмический язык, 2) Построение алгоритма для решения задач.
- Раздел 2:1) Устройство эвм, 2) Знакомство с программированием, 3) Роль эвм в современном обществе перспективы развития вычислительной техники.
- Часть 1 - персональный компьютер(история создания, устройство, операционная система, графический редактор, текстовый редактор, архивация, вирусы, электронные таблицы, субд, сети).
- Часть 2 - Основы алгоритмизации и программирования.
- Методические особенности учебных пособий из курса информатики.
- 9 Класс