15. Специфика урока информатики. Подготовка учителя к уроку. Организация I проведения разных типов урока из информатики.
Специфика урока информатики. Подготовка учителя к уроку. Организация и проведение разных типов урока из информатики
Проведение урока информатики.
ЦельПринципыСодержаниеМетодыСредстваФормы.
Методы учебы :
1) По источникам познания (словесные, практические, наглядные)
2) На основе структуры личности(методы формирования познания, поведения, чувств)
3) По степени производительности(объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские).
Педагогические засоби:1) Учебно-методические пособия 2) наглядны принадлежности
Форма - стойкая организация пед.процессу(урок, зачет, факультатив, экзамен)
Классификация урока по пед. целям:
Урок усвоения новых знаний
Урок закрепления ЗУН
Урок контроля и коррекции знаний по информатике:
1) Теоретические
2) с частичным использованием ПК
3) урока практической работы
Этапы урока :
Объявление темы
Сообщение цели урока
Проверка д/из (визуальная - проход по рядам, устная -обговорення, выборочное на доске - параллельно с фронтальным опросом, фронтальный - сбор тетрадей).
АОЗ (фронтальный опрос, мини с/р)
объяснение нового материала (использовать иллюстрации и наглядный материал (опорные конспекты), выделять детям, что нужно записать)
закрепление учебного материала.
Порядок методического разбора задачи :
прочитать условие задачи
выделить аргументы и результаты с указанием типа величины
построить математическую модель
пробеседовать алгоритм на естественной языку
выделить основные алгоритмические структуры
сложить блок-схему
сложить алгоритм
анализ алгоритма
тестирование алгоритма
7) Итог урока, Д/Из
Учеба осуществляется на таких этапах: 1 ) восприятие 2) осмысления, 3) запоминания, 4) приложения на практике. Урок удался, если учеба доказана до осмысления!
В учебе користувальницького цикла можно выделить такие методические подходы:
формально-операционный (учитель знакомит учеников с функциональными возможностями программного средства и алгоритмом выполнения некоторых операций)
задачно-технологический (указывается технология создания продукта и дается конечный результат) задачный (дается только конечный результат)
проблемный (перед учениками ставится проблема)
Подготовка учителя к уроку осуществляется, как правило, в два этапа: общая и непосредственная подготовка
Общая или предыдущая подготовка к преподаванию предмета начинается еще загодя, еще из предыдущего учебного poку. Учитель: 1) изучает индивидуальные особенности детей, их подготовку, развитие, наклоны, интересы, отношение к учебе и так далее, что даст и возможность определить наиболее эффективные средства педагогического влияния на них, 2) обстоятельно изучает программы, действующий учебник, специальную и методическую литературу; 3) складывает тематический план.
Непосредственная подготовка учителя к уроку; имеет 4 аспекта:
Дидактичный - учитель продумывает содержание проведения урока.(тема, цели и задания; тип, содержание материала, методы)
Розвиваючо-воспитательный(воспитательно-розвиващий) - как и что воспитывать. Воспитывает дисциплину, самостоятельность и др. Если сегодняшнее опирается на вчерашнее и прокладывает дорогу в завтрашнее, значит урок развивающий.
Организационный - создание модели урока, конспект (первые годы преподавание), план урока (следующие годы преподавания)
При складывании поурочного плана следует руководствоваться принципом: план должен помочь учителю в четкой opганізації и проведении урока. План - не цель, a средство реализации педагогических задумок учителя. После окончания урока желательно делать самоанализ.
Подготовка техники и программных средств к работе (установка программ, копирования учебного материала на все компьютеры)
Типы уроков :
Лекция. Термин "лекция" имеет два смести: это и форма, и метод. Лекция всегда фронтальна. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и, если позволяет оборудование кабинета, проводится в компьютерном классе. Управление выполняет учитель. При наличии у учеников подготовленных на компьютере конспектов усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается страх не записать что-то важное. Оптимальная форма конспекта : слева тезисно уже отпечатано главное, справа оставленное место для. комментариев ученика.
Это может привести к индивидуализации деятельности, развертыванию у учеников умственных операций. С другой стороны, "гарантированный" конспект позволяет и слушать "впіввуха". Здесь все решает мотивация; интерес к делу.
Практическая работа. Практическая работа является основной формой в компьютерном классе. Здесь решающую помощь учителем сделают им же подготовленная инструкция. Началу работы может предшествовать быстрый контроль готовности. Тем, кто не готов, не стоит садиться за компьютер. Здесь оказываются удобнее классы, оборудованные, кроме ЭВМ, и столами для обычных занятий.
Желательно, чтобы ученик не воспринимал такую "отсадку" как наказание : это может снизить и без того невысокий, раз он не готов к занятию, уровень интереса Но причиной неготовности может быть и лишняя самоуверенность, надежда разобраться по поступь дела. Видимо, учителю здесь стоит сдерживать ім же установленных правил : не готов - не работаешь за компьютером. Ученики могут работать по двум или по одному за машиной, в зависимости от сложности работы и оснащенности компьютерами.
Индивидуальный практикум. Индивидуальный практикум - высшая форма работы по сравнению с фронтальными практическими. Ее характерные черты: разнотипность заданий за уровнем и сложностью, большая самостоятельность, большая опора на учебники, справочный материал, более сложные вопросы к учителю. Примером задания на практикум может быть складывание описания или инструкции к новой программе.
Экскурсия. Можно сформулировать три основных целых экскурсии: показать "живую" информатику в управлении или на производстве; провести профориентацию на профессии, связанные с использованием ЕOM; скорректировать у учеников "книжные" и умозрительные представления о действительной информатике. Экскурсия может проводиться к и потом изучение курса. В первом случае одна из ее целей - формирование интереса к предмету, во втором - обобщения знаний, их систематизация, связь с реальностью.
Факультативные курсы. Целями факультативных занятий являются углубления знаний в области информатики или другой дисциплины, изучение которой связано из ЭВМ, профориентация. Полезный по направленности факультативный курс связан с управлением школой. Именно предложение создать базу данных "Родители", если вспомнить, что школу надо ремонтировать... Придасться директору база данных "Оборудованием", где, что, когда приобретено и сколько стоит.
Олимпиады. Олимпиады по информатике нацелены на следующее: поиск одаренных, развитых и образованных школьников; оценку уровня преподавания информатики в школе в целом; предъявление предельного уровня требований, реализацию обратной связи в звене школа - вуз.
- 1. Способы кодировки информации в сетях эвм
- 2. Топология построения сетей.
- 3. Структура домену.
- Адресация узлов в сети (аппаратные, символьные и др. Адреса)
- Оборудование сети
- Протокол tcp, назначение и реализация
- Протокол ip и его основные функции
- Протокол arp
- Классы ip-адрес
- Принцип эталонной модели osi
- Принцип построения ip –адреса
- Основные уровни модели osi
- Понятие о протоколе и стеку протоколов.
- Настройка пк для работы в сети
- Стек tcp / ip.
- Основные этапы разработки баз данных
- 17. Инфологичная модель данных ("сущность-связь").
- 18. Общие понятия реляционного подхода к организации бд
- 19. Архитектура банка данных и три типа моделей.
- 20. Реляционная модель данных. Принципиальные отличия иерархической и сетевой моделей данных.
- 21. Логическая и физическая модели данных.
- 22. Базовые понятия реляционных баз данных. Правила Кодда.
- 23. Схема отношения, схема базы данных, типы связей
- 24. Проектирование реляционных баз данных с использованием нормализации. Нормальные формы
- 25. Алгоритм нормализации
- 27. Основные структурные элементы бд ms Access : таблицы, запить, формы, отчеты, макросы, модули.
- 28. Работа с запросами в субд Access. Создание запроса-выборки. Создание итогового запроса. Групповые операции. Расчеты в запитые с помощью выражений.
- 29. Работа с запросами в субд Access. Запить в режиме sql.
- Insert into таблица select ...;
- 30. Работа с формами в субд Access. Создание форм, элементов управления и элементов макета. Свойства формы. Свойства элемента управления.
- 31. Использование Visual Basic For Application. Создание процедур обработки событий.
- 32. Разработка отчетов в субд Access. Группирование и сортировка записей. Расчеты в отчете.
- 33. Создание главной кнопочной формы. Налаживание параметров запуска
- 34. Макросы и модули в ms Access.
- 35. Запись sql –операторов.
- 36. Создание простых запросов языком sql
- 37. Группирование результатов средствами языка sql.
- 38. Создание много табличных запросов средствами языка sql.
- 39. Изменение содержимого базы данных средствами языка sql.
- 40. Идентификаторы языка sql
- 41. Создание баз данных средствами языка sql.
- 42. Технологичность программного обеспечения. Модули. Требования к модулям.
- 43. Разработка программного обеспечения (восходящая и нисходящая).
- 44. Средства описания структурных алгоритмов.
- 45. Эффективность. Уменьшение времени выполнения программы.
- 46. Программирование "с защитой от ошибок".
- 47. Блочно-иерархический подход к созданию сложных систем.
- 48. Жизненный цикл и этапы разработки программного обеспечения.
- 49. Модели (каскадная, спиральная) жизненного цикла программного обеспечения.
- 50. Управление программным проектом (начало, измерение, оценка, риски, планирования, трассировки, контроль).
- 51. Планирование проектных задач.
- 52. Размерно-ориентированные метрики
- 53. Функционально-ориентированные метрики.
- 54. Классические методы анализа. Структурный анализ. Анализ, который ориентируется на структуры данных.
- 56. Модульность. Информационная закрытость. Связность модуля.
- 57. Сложность программной системы.
- 58. Структурное тестирование программного обеспечения
- 59. Функциональное тестирование программного обеспечения
- 60. Технология разработки объектно-ориентированных программных систем
- Дистанционное образование: особенности, принципы, методы, организационные формы, программное обеспечение.
- Возможности использования компьютерных сетей в учебно-воспитательном процессе.
- 5. Контроль в учебно-воспитательном процессе. Автоматизация контроля. Психолого-педагогическая диагностика на основе компьютерного тестирования.
- 6. Стандарты электронной учебы
- 7. Цели и задачи преподавания информатики в средней школе
- 8. Содержание I структура школьного курса информатики. Действующие программы курса информатики.
- 9.Допрофильная подготовка по информатике
- 10. Критерии оценивания знаний и умений учеников из школьного курса информатики.
- 11. Курсы по выбору для профильной учебы информатики.
- 12. Технологическая учеба информатики : понятие информационно-технологических знаний, умений, навыков.
- 13. Методические подходы к технологической учебе информатики.
- 14. Организация дополнительных внеурочных форм учебы информатики в школе: кружки, факультативы, олимпиады.
- 15. Специфика урока информатики. Подготовка учителя к уроку. Организация I проведения разных типов урока из информатики.
- 16. Учебно-методическое и программное обеспечение школьного курса информатики. Классификация педагогических программных средств. Приблизительный состав программного обеспечения
- Раздел 1: 1) Алгоритм и алгоритмический язык, 2) Построение алгоритма для решения задач.
- Раздел 2:1) Устройство эвм, 2) Знакомство с программированием, 3) Роль эвм в современном обществе перспективы развития вычислительной техники.
- Часть 1 - персональный компьютер(история создания, устройство, операционная система, графический редактор, текстовый редактор, архивация, вирусы, электронные таблицы, субд, сети).
- Часть 2 - Основы алгоритмизации и программирования.
- Методические особенности учебных пособий из курса информатики.
- 9 Класс