logo
умк корр Педагогика итоговый итог

Тема 11. Формирование педагогической культуры родителей*.

Вопросы и задания к изучению темы:

1.Раскройте содержание понятий « педагогическая культура», « педагогическая культура родителей».

2.Укажите основные направления работы ДОУ по формированию у родителей педагогических знаний и опыта воспитания ребенка.

3.Дайте характеристику основным методам и формам работы ДОУ с семьей по решению задач формирования педагогической культуры.

4. Проанализируйте опыт решения задач формирования педагогической культуры родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста

( Коломийченко Л.В., Оглезнева О.В.).

Примечание: В анализе следует отразить направление работы, в рамках которого решаются задачи формирования педагогической культуры родителей, какие компоненты педагогической культуры формируются, какова последовательность работы с родителями, какие методы и формы работы используются, в какой степени задачи, содержание и методы работы соответствуют друг другу, в какой степени используется опыт воспитания родителей, активные формы и методы работы с ними?

Во второй части занятия проводится презентация и защита проектов по различным направлениям работы педагогов с родителями. Для разработки проекта студенты объединяются в подгрупп по 8 человек. Из числа студентов группы выбираются эксперты ( 3-4 человека). Каждая из подгрупп работает над одной из проектных тем и готовит его презентацию и защиту ( 10-15 минут). После презентации организуется обсуждение проекта и его оценка ( экспертами). Группе экспертов необходимо подготовить к занятию критерии анализа и оценки проектов .

Примерная тематика проектов:

« Воспитываем гражданина»

«Скоро в школу»

« Играем вместе»

«Читаем всей семьей»

Требования к оформлению проекта:

-тема и вид проекта;

-обоснование актуальности (значимости) темы и содержания проекта с точки зрения значимости для его участников;

-цель и задачи;

-сроки реализации;

-участники проекта;

-возможные риски и пути их устранения;

-ожидаемые результаты

-этапы реализации проекта( подготовительный, основной, обобщающий)

-стратегия реализации проекта:

Мероприятие

цель

результат

сроки

1 год реализации проекта

…..

Торой год реализации проекта….и т.д.

С примером проекта можно познакомиться в пособии А.А. Майер и др. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада» / М.6 ТЦ « сфера», 2011.-С.102-108, 113-114.

Литература

Основная

Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб пособ для студ сред пед учеб завед/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Академия, 1998.- С 361-372.

Дополнительная

Арнаутова Е. Педагог и семья. / Е. Арнаутова -М.: Карапуз , 2002.

Загик Л.В.Воспитатели и родители. Из опыта работы. / Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова / Л.В. загик.-М. Просвещение , 1985.

Маркова Т.А. Детский сад и семья. / Под ред. Т.А. Марковой / Т.А. Маркова -М.: Просвещение , 1986.

Зверева О.Л. Школа родителей./ О.Л. Зверева // Дошкольное воспитание.-1994.- №3.

Неретина Н.Б. Педагогическое просвещение родителей или школа для мам/ Н.Б. Неретина // Управление дошкольным учреждением.-2003.- №3.

Для анализа педагогического опыта:

Коломийченко Л.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста./ Л.В. Коломийченко, О.В. Оглезнева –Добрянка, 2005.

5.3.Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

и название разделов и тем

Цель и содержание лабораторной работы

Результаты лабораторной работы

Лабораторная работа №1:

Педагогическая культура и профессиональная компетентность педагога

Закрепить представления о сущности, структуре и содержании пед. культуры и проф компетентности, развивать диагностические умения, способствовать осознанию значимости развития собственной пед культуры и проф компетентности

  1. Раскройте, в чем состоит содержание понятий «культура», «общая культура личности», «педагогическая культура», « компетентность», «профессиональная компетентность», «профессиональная компетентность педагога». Укажите, в чем состоит взаимосвязь этих понятий.

  2. Раскройте структуру общей и педагогической культуры учителя, содержание каждого компонента.

  3. Раскройте пути формирования педагогической культуры учителя.

  4. Раскройте структуру и содержание профессиональной компетентности учителя, пути ее формирования.

  5. Раскройте взаимосвязь педагогической культуры и профессиональной компетентности учителя.

Блок-схема «Профессиональная компетентность», «Педагогическая культура»

Лабораторная работа №2

Нормативно-правовая база образования в РФ

Сформировать умение анализировать и сопоставлять нормативно-правовые документы, устанавливать преемственность между ними.

  1. Раскройте сущность и значение документа

  2. Обозначьте структуру и дайте краткую характеристику каждой структурной части

  3. Укажите в чем проявляется взаимосвязь содержания документов

  4. Чем обусловлена разработка данного документа

Закон РФ «Об образовании»

Национальная доктрина образования

Концепция модернизации российского образования

Карта-схема «Нормативно-правовая база образования2

Методы и средства образовательного процесса

Развивать умения обозначать методы, средства в образовательном процессе, определять их целесообразность и педагогическую ценность

  1. Раскройте понятии: метод обучения, метод воспитания, средство обучения, средство воспитания, форма организации образовательного процесса

  2. Представьте классификации средств, методов и форм организации в образовательном процессе

  3. Выделите форму, методы, средства и обозначьте их целесообразность (на основе просмотра видеофрагментов)

Анализ фрагментов видеозаписей

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4