logo
умк корр Педагогика итоговый итог

5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины.

В данном разделе может быть приведен тематический план лекционного курса, его краткое содержание.

Раздел /тема дисциплины

Тема и краткое содержание лекции

Трудоемкость (часы/ЗЕТ)

1.1.Педагогичская профессия в современном обществе.

1.2.Педагогика как наука об образовании личности.

1.3.Обазование как фактор развития общества и личности.

1.4. Теория и методика процесса обучения.

1.4.Теория и методика процесса воспитания.

Раздел 2. История педагогики.

Раздел 3. Основы дошкольной педагогики.

Раздел 4. Социальная педагогика.

Тема «Педагог как профессионал и личность».

Содержание: сущность и социальное значение педагогической профессии. Социально-профессиональные функции педагога. Педагогические специальности и квалификационные характеристики. Требования к профессионализму и личности современного педагога.

Тема «Педагогика в системе наук о человеке».

Содержание: педагогика как искусство, опыт и наука о воспитании человека; объект и предмет педагогической науки; функции и цель педагогики как науки; структура педагогики; категории педагогики, методология педагогики: сущность, значение, уровни; научная педагогическая парадигма.

Тема «Образование как социальный институт».

Понятие об образовании как социальном институте. Функции образования в развитии общества и личности. Исторический характер образования. Социально-культурные и экономические детерминаты развития образования. Тенденции развития образования в современном мире и в России. Концепции образования ( гуманитарная, поликультурная, нерерывного образования и др.).Образование как общественно-государственная система: сущность, структура, принципы, уровни.

Тема « Образование как педагогический процесс».

Содержание: понятие «педагогический процесс» как основная категория педагогической науки и практики. Функции и особенности образовательного процесса. Структура образовательного процесса.

Закономерности и принципы педагогического процесса - их сущность и назначение в проектировании и реализации образовательного процесса.

Тема «Обучение в структуре образовательного процесса».

Содержание: дидактика как наука об образовании и обучении человека. Сущность и функции процесса обучения. Двухсторонний характер обучения. Логика процесса обучения, его этапы. Закономерности и принципы процесса обучения как требования к его проектированию и реализации. Дидактические концепции и системы. Понятие о видах обучения.

Тема «Содержание и организационно-методические основы процесса обучения».

Содержание:

Цели и задачи процесса обучения. Сущность и значение содержания образования. Источники и факторы, принципы отбора и структурирования. отбора и структурирования. Государственный образовательный стандарт о целевых ориентирах и содержании образования.

Средства и методы обучения: сущность, виды, взаимосвязь. Критерии отбора.

Формы организации обучения: сущность, значение, история становления. Современные формы организации процесса обучения.

Тема «Теоретические основы процесса воспитания».

Сущность воспитания как социального явления и педагогического процесса. Взаимосвязь воспитания и социализации. Предмет и задачи воспитания. Особенности процесса воспитания. Современные концепции воспитания. Гуманизация процесса воспитания: направления и пути их реализации. Диалогический характер воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Воспитание как педагогическая система. Воспитательная система образовательного учреждения.

Тема « Содержание и организационно-методические аспекты процесса воспитания».

Содержание: культурологический, гуманитарный, деятельностный и средовой подходы в отборе содержания и реализации воспитательного процесса.

Структура содержания воспитания. Программа воспитания. Средства и методы воспитания: сущность, значение, виды, проблема классификации. Особенности использования средств и методов воспитательном процессе.

Коллектив и семья как субъекты воспитательного процесса. Толерантность как основа национального своеобразия и воспитания в современном обществе.

Тема «История педагогики как область научного знания»

Содержание: научные характеристики истории педагогики как науки изучающей эволюцию школы и педагогических идей от их зарождения до современного состояния. Методы исследования историко-педагогических проблем: ретроспективный анализ контент-анализ, биографический метод. Актуальные проблемы истории педагогики как науки.

Тема «Этапы развития педагогической мысли и образования в обществе и педагогической науке»

Содержание: воспитание в первобытном обществе, зарождение образования как социального института в античные века; развитие педагогической мысли в рамках философской науки; школа и педагогическая мысль на религиозно-схоластическом этапе развития образования; образование и педагогическое знание на научно- просветительском этапе развития образования; современный этап развития образования и педагогической науки.(краткая характеристика этапов).

Тема «Дошкольная педагогика-наука об образовании личности на тапе дошкольного детства»

Содержание: Значение и развивающий потенциал дошкольное периода в детстве человека. Самоценность и уникальность дошкольного периода детства как освополагающие основания дошкольного образования и дошкольной педагогики.

Дошкольная педагогика как наука( сущность, функции, объект, предмет, задачи). Актуальные направления научных исследований в дошкольной педагогики прошлого и настоящего.

Тема «Дошкольное образование в системе образования РФ»

Содержание. Система образования РФ, ее структура и уровни.

Дошкольное образование – начальная ступень образования личности. Цель дошкольного образования как содействие становлению основ личностного развития, базиса личностной культуры, интегративных личностных свойств. Нормативно-концептуальные основы дошкольного образования: Закон РФ об образовании Федеральные государственные требования к содержанию дошкольного образования, типовое положение о ДОУ.

Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования в России.

Тема «Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».

Содержание: образовательные процесс в дошкольном образовательном учреждении: сущность, особенности, закономерности и принципы. Гуманизация образовательного процесса в детском саду как ведущий принцип его проектирования и реализации. Структура образовательного процесса в детском саду. Цель и задачи образовательного процесса в ДОУ. Содержание дошкольного образования: сущность, структура, принципы отбора. Программность как принцип дошкольного образования. Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Направления дошкольного образования. Образовательная область как основная единица содержания образования. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Парциальные программы дошкольного образования.

Тема «Организационно-методические основы образовательного процесса в ДОУ».

Содержание: обучение и воспитание – ведущие функции и компоненты образовательного процесса детского сада. Средства, методы и формы организации воспитания и обучения в детском саду. Организованная образовательная деятельность: сущность, значение, формы организации. Непосредственная образовательная деятельность: сущность, значение, формы организации. Самостоятельная образовательная деятельность: сущность, значение, место в образовательном процессе ДОУ. Мониторинг результативности реализации ООП ДО. Интегративные личностные качества дошкольника: содержание, диагностика, оценка.

Тема « Воспитание, обучение и развитие ребенка дошкольного возраста в деятельности»

Деятельностный и личностно-ориентированный подходы в дошкольном образовании. Детские виды деятельности и их образовательный потенциал. Общие принципы организации и педагогического руководства разными видами детской деятельности.

Тема «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей и школой»

Взаимодействие с институтами образования и воспитания ребенка дошкольного возраста как принцип дошкольного образования. Оль семьи в сциализации и первоначальном воспитании дошкольника. Сотрудничество десткого сада и семьи: сущность, принципы, модели. Направления сотрудничества педагогов и родителей.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования: сущность, содержание, направления. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе-приоритетное направление сотрудничества. Формы сотрудничества детского сада и школы.

2/0,06

4/0,11

1/0,02

2/0,05

1/0,02

2/0,05

1/0,02

1/0,02

2/0,05

2/0,05

1/0,02

2/0,05

4/0,11

4/0,11

4/0,11

3/0,08

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4