5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины.
В данном разделе может быть приведен тематический план лекционного курса, его краткое содержание.
Раздел /тема дисциплины | Тема и краткое содержание лекции | Трудоемкость (часы/ЗЕТ) |
1.1.Педагогичская профессия в современном обществе.
1.2.Педагогика как наука об образовании личности.
1.3.Обазование как фактор развития общества и личности.
1.4. Теория и методика процесса обучения.
1.4.Теория и методика процесса воспитания.
Раздел 2. История педагогики.
Раздел 3. Основы дошкольной педагогики.
Раздел 4. Социальная педагогика.
| Тема «Педагог как профессионал и личность». Содержание: сущность и социальное значение педагогической профессии. Социально-профессиональные функции педагога. Педагогические специальности и квалификационные характеристики. Требования к профессионализму и личности современного педагога. Тема «Педагогика в системе наук о человеке». Содержание: педагогика как искусство, опыт и наука о воспитании человека; объект и предмет педагогической науки; функции и цель педагогики как науки; структура педагогики; категории педагогики, методология педагогики: сущность, значение, уровни; научная педагогическая парадигма. Тема «Образование как социальный институт». Понятие об образовании как социальном институте. Функции образования в развитии общества и личности. Исторический характер образования. Социально-культурные и экономические детерминаты развития образования. Тенденции развития образования в современном мире и в России. Концепции образования ( гуманитарная, поликультурная, нерерывного образования и др.).Образование как общественно-государственная система: сущность, структура, принципы, уровни. Тема « Образование как педагогический процесс». Содержание: понятие «педагогический процесс» как основная категория педагогической науки и практики. Функции и особенности образовательного процесса. Структура образовательного процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса - их сущность и назначение в проектировании и реализации образовательного процесса.
Тема «Обучение в структуре образовательного процесса». Содержание: дидактика как наука об образовании и обучении человека. Сущность и функции процесса обучения. Двухсторонний характер обучения. Логика процесса обучения, его этапы. Закономерности и принципы процесса обучения как требования к его проектированию и реализации. Дидактические концепции и системы. Понятие о видах обучения. Тема «Содержание и организационно-методические основы процесса обучения». Содержание: Цели и задачи процесса обучения. Сущность и значение содержания образования. Источники и факторы, принципы отбора и структурирования. отбора и структурирования. Государственный образовательный стандарт о целевых ориентирах и содержании образования. Средства и методы обучения: сущность, виды, взаимосвязь. Критерии отбора. Формы организации обучения: сущность, значение, история становления. Современные формы организации процесса обучения.
Тема «Теоретические основы процесса воспитания». Сущность воспитания как социального явления и педагогического процесса. Взаимосвязь воспитания и социализации. Предмет и задачи воспитания. Особенности процесса воспитания. Современные концепции воспитания. Гуманизация процесса воспитания: направления и пути их реализации. Диалогический характер воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Воспитание как педагогическая система. Воспитательная система образовательного учреждения. Тема « Содержание и организационно-методические аспекты процесса воспитания». Содержание: культурологический, гуманитарный, деятельностный и средовой подходы в отборе содержания и реализации воспитательного процесса. Структура содержания воспитания. Программа воспитания. Средства и методы воспитания: сущность, значение, виды, проблема классификации. Особенности использования средств и методов воспитательном процессе. Коллектив и семья как субъекты воспитательного процесса. Толерантность как основа национального своеобразия и воспитания в современном обществе.
Тема «История педагогики как область научного знания» Содержание: научные характеристики истории педагогики как науки изучающей эволюцию школы и педагогических идей от их зарождения до современного состояния. Методы исследования историко-педагогических проблем: ретроспективный анализ контент-анализ, биографический метод. Актуальные проблемы истории педагогики как науки. Тема «Этапы развития педагогической мысли и образования в обществе и педагогической науке» Содержание: воспитание в первобытном обществе, зарождение образования как социального института в античные века; развитие педагогической мысли в рамках философской науки; школа и педагогическая мысль на религиозно-схоластическом этапе развития образования; образование и педагогическое знание на научно- просветительском этапе развития образования; современный этап развития образования и педагогической науки.(краткая характеристика этапов).
Тема «Дошкольная педагогика-наука об образовании личности на тапе дошкольного детства» Содержание: Значение и развивающий потенциал дошкольное периода в детстве человека. Самоценность и уникальность дошкольного периода детства как освополагающие основания дошкольного образования и дошкольной педагогики. Дошкольная педагогика как наука( сущность, функции, объект, предмет, задачи). Актуальные направления научных исследований в дошкольной педагогики прошлого и настоящего.
Тема «Дошкольное образование в системе образования РФ» Содержание. Система образования РФ, ее структура и уровни. Дошкольное образование – начальная ступень образования личности. Цель дошкольного образования как содействие становлению основ личностного развития, базиса личностной культуры, интегративных личностных свойств. Нормативно-концептуальные основы дошкольного образования: Закон РФ об образовании Федеральные государственные требования к содержанию дошкольного образования, типовое положение о ДОУ. Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования в России. Тема «Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении». Содержание: образовательные процесс в дошкольном образовательном учреждении: сущность, особенности, закономерности и принципы. Гуманизация образовательного процесса в детском саду как ведущий принцип его проектирования и реализации. Структура образовательного процесса в детском саду. Цель и задачи образовательного процесса в ДОУ. Содержание дошкольного образования: сущность, структура, принципы отбора. Программность как принцип дошкольного образования. Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Направления дошкольного образования. Образовательная область как основная единица содержания образования. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Парциальные программы дошкольного образования. Тема «Организационно-методические основы образовательного процесса в ДОУ». Содержание: обучение и воспитание – ведущие функции и компоненты образовательного процесса детского сада. Средства, методы и формы организации воспитания и обучения в детском саду. Организованная образовательная деятельность: сущность, значение, формы организации. Непосредственная образовательная деятельность: сущность, значение, формы организации. Самостоятельная образовательная деятельность: сущность, значение, место в образовательном процессе ДОУ. Мониторинг результативности реализации ООП ДО. Интегративные личностные качества дошкольника: содержание, диагностика, оценка. Тема « Воспитание, обучение и развитие ребенка дошкольного возраста в деятельности» Деятельностный и личностно-ориентированный подходы в дошкольном образовании. Детские виды деятельности и их образовательный потенциал. Общие принципы организации и педагогического руководства разными видами детской деятельности. Тема «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей и школой» Взаимодействие с институтами образования и воспитания ребенка дошкольного возраста как принцип дошкольного образования. Оль семьи в сциализации и первоначальном воспитании дошкольника. Сотрудничество десткого сада и семьи: сущность, принципы, модели. Направления сотрудничества педагогов и родителей. Преемственность дошкольного и начального школьного образования: сущность, содержание, направления. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе-приоритетное направление сотрудничества. Формы сотрудничества детского сада и школы. | 2/0,06
4/0,11
1/0,02
2/0,05
1/0,02
2/0,05
1/0,02
1/0,02
2/0,05
2/0,05
1/0,02
2/0,05
4/0,11
4/0,11
4/0,11
3/0,08
|
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- 1. Цель и задачи изучения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1 Общие основы педагогики
- Тема 1.1. Педагогическая профессия в современном обществе
- Тема 1.2. Педагогика как наука об образовании.
- Тема 1.3.Образование как фактор развития общества и личности
- Тема 1.4. Теория и методика обучения
- Тема 1.5. Теория и методика воспитания
- Раздел 2. История педагогики
- Тема 2.1. История педагогики как область научного знания
- Тема 2.2. Этапы становления педагогики: ведущие педагогические теории, системы.
- Раздел 3.Основы дошкольной педагогики
- Тема 3.1. Дошкольная педагогика как наука об образовании человека на ступени дошкольного детства.
- Тема 3.2. Дошкольное образование в системе образования рф.
- Тема 3.3. Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
- Тема 3.4. . Организационно-методические основы образовательного процесса в детском саду.
- Тема 3.5. Образование и развитие ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности
- Тема 3.6. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с школой и семьей.
- Раздел 4. Социальная педагогика.
- 5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины.
- 5.3. Содержание семинарских и практических занятий
- Раздел 1. Общие основы педагогики.
- Тема 1 . Педагогическое взаимодействие и педагогическое воздействие в образовательном процессе.*
- Тема 2: Задачи педагогической науки*
- Тема 3. Антропологический подход в педагогической науке.
- Тема 4. Закономерности и принципы педагогического процесса*.
- Тема 5. Содержание образования.
- Тема 6. Современные дидактические концепции и системы*.
- Тема 6.Концепция личностно-развивающего обучения.
- Тема 7.Виды и технологии обучения
- Тема 8. Концепции воспитания*.
- Тема 9. Содержание процесса воспитания.
- Раздел2. История педагогики
- Тема 1. : я.А. Коменский как основоположник классической педагогики
- Тема 2: Становление трудовой школы в России*
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука об образовании (воспитании и обучении) детей дошкольного возраста*.
- Тема 2. Новые формы организации российского дошкольного образования*(только для полной программы обучения)
- Тема 3. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада*.
- Тема 4. Содержание образовательного процесса в детском саду.
- Тема 5. Традиции и инновации в организации педагогического процесса в детском саду* (только для полной программы обучения).
- Тема 6. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.
- Тема 7. Содержание и методика воспитания дошкольников в труде*.
- Тема 8. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста*(только для полной программы обучения).
- Тема 9. Методы и формы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
- Тема 10. Социальное воспитание детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
- 1. Правовое воспитание детей и воспитывающих взрослых в детском саду.
- 2: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- 3. Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- 4 : Воспитание любви к Родине у дошкольника.
- 5 Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам.
- 6. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Тема 11. Формирование педагогической культуры родителей*.
- 6. Технологии обучения
- 6.1. Технологии аудиторной работы:
- 6.2. Технологии внеаудиторной работы:
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.2. План-график самостоятельной работы студентов очной формы обучения
- 7.2. План-график самостоятельной работы студентов заочной формы обучения (сокращенная образовательная программа)
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
- 8.5. Материально-техническое обеспечение
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний
- Тема 5. Теория и методика воспитания»
- 9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
- 1.Общая педагогика
- Раздел 2.История педагогики.
- Раздел 3
- 3. Основы дошкольной педагогики.
- 10. Глоссарий по курсу дисциплины