Тема 8. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста*(только для полной программы обучения).
Понятия: игра, игровая деятельность, сюжетная игра, роль, игровая ситуация, педагогическое руководство.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем состоит отличие сюжетно-ролевой игры от других видов игр детей дошкольного возраста?
2. В чем состоит развивающий и образовательный потенциал сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста?
1.В чем состоят особенности развития сюжетно – ролевой игры в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте? Чем обусловлены эти особенности?
2.Каковы основные направления педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой детей в разных возрастных группах?
3.Какие задачи поддержки развития сюжетно – ролевой игры ставит и решает педагог на каждом из этапов игры и по каждому из направлений руководства?
4.Какие методы, приемы, формы организации используются воспитателем на каждом из этапов развития сюжетно – ролевой игры детей в разных возрастных группах?
5.Каковы уровни овладения сюжетно – ролевой игрой детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста?
В третьей части занятия проводится обсуждение вопроса « Актуальные направления и пути совершенствования педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой детей дошкольной возраста». Преподаватель на основе обсуждения учебного материала темы совместно со студентами формулирует и записывает на доске 2 актуальные проблемы совершенствования педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников. Группу студентов делится на четыре подгруппы : « генераторов идей» ( 2 подгруппы) и «критиков идей» (2 подгруппы). Генераторы дают варианты решения предложенных проблем (каждая подгруппа работает по одной из выбранных проблем). Критики получают предложения генераторов идей и выбирают наиболее подходящие пути решения проблемы. Требования к работе генераторов: пути решения проблемы могут быть самыми разнообразными, даже фантастическими. Их (путей) должно быть предложено много. Работа должна проводиться очень быстро. В группе генераторов выбираются два человека, которые занимаются только тем, что записывают любые( без критики) пути решения проблемы. Требования к работ критиков: все идеи обсуждаются. Выбор оптимальных осуществляется на основе требований:
эффективность;
-реалистичность;
-низкая время-и энергозатратность;
-доступность реализации в массовой образовательной практике.
-оригинальность.
После отбора идей критики выступают с обоснованием и разъяснением результатов своей работы. Генераторы идей могут задать уточняющие вопросы, выразить и аргументировать согласие или несогласие с мнением критиков. На основе общего обсуждения выбираются оптимальные пути решения поставленных проблем.
Литература
Основная
Козлова С.А Дошкольная педагогика : учеб пос. для студ / Козлова С.А., Куликова Т.А. – М: Академия, 1998, 2002 – С.289-309
Дополнительная
Зворыгина Е, Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры./ Зворыгина Е, Комарова Н. / / Дошкольное воспитание.- 1989.- №5.
Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей. Методические рекомендации. -Нижний Новгород., 1992.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. -М., 1997.
Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. / Смирнова Е.// Дошкольное воспитание. -2002.- №4.
Дополнительно рекомендуемая
Зябкина И. Методика обучения детей игре. /Зябкина И. // Дошкольное воспитание.- 2005.- №4.
Кранцова Л, Терентьева О. Обучение игровым действиям. // Дошкольное воспитание.- 1991., -№3.
Контрольные вопросы:
Почему сюжетно-ролевой игре как одному из видов детской игры отводится особое и приоритетное место в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения?
На каком из этапов руководства сюжетно-ролевыми играми детей особое значение приобретают косвенные приемы и меьоды? С чем это связано?
Составьте памятку для воспитателя по руководству сюжетно-ролевыйми играми детей ( для любой возрастной группы).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- 1. Цель и задачи изучения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1 Общие основы педагогики
- Тема 1.1. Педагогическая профессия в современном обществе
- Тема 1.2. Педагогика как наука об образовании.
- Тема 1.3.Образование как фактор развития общества и личности
- Тема 1.4. Теория и методика обучения
- Тема 1.5. Теория и методика воспитания
- Раздел 2. История педагогики
- Тема 2.1. История педагогики как область научного знания
- Тема 2.2. Этапы становления педагогики: ведущие педагогические теории, системы.
- Раздел 3.Основы дошкольной педагогики
- Тема 3.1. Дошкольная педагогика как наука об образовании человека на ступени дошкольного детства.
- Тема 3.2. Дошкольное образование в системе образования рф.
- Тема 3.3. Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
- Тема 3.4. . Организационно-методические основы образовательного процесса в детском саду.
- Тема 3.5. Образование и развитие ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности
- Тема 3.6. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с школой и семьей.
- Раздел 4. Социальная педагогика.
- 5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины.
- 5.3. Содержание семинарских и практических занятий
- Раздел 1. Общие основы педагогики.
- Тема 1 . Педагогическое взаимодействие и педагогическое воздействие в образовательном процессе.*
- Тема 2: Задачи педагогической науки*
- Тема 3. Антропологический подход в педагогической науке.
- Тема 4. Закономерности и принципы педагогического процесса*.
- Тема 5. Содержание образования.
- Тема 6. Современные дидактические концепции и системы*.
- Тема 6.Концепция личностно-развивающего обучения.
- Тема 7.Виды и технологии обучения
- Тема 8. Концепции воспитания*.
- Тема 9. Содержание процесса воспитания.
- Раздел2. История педагогики
- Тема 1. : я.А. Коменский как основоположник классической педагогики
- Тема 2: Становление трудовой школы в России*
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука об образовании (воспитании и обучении) детей дошкольного возраста*.
- Тема 2. Новые формы организации российского дошкольного образования*(только для полной программы обучения)
- Тема 3. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада*.
- Тема 4. Содержание образовательного процесса в детском саду.
- Тема 5. Традиции и инновации в организации педагогического процесса в детском саду* (только для полной программы обучения).
- Тема 6. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.
- Тема 7. Содержание и методика воспитания дошкольников в труде*.
- Тема 8. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста*(только для полной программы обучения).
- Тема 9. Методы и формы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
- Тема 10. Социальное воспитание детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
- 1. Правовое воспитание детей и воспитывающих взрослых в детском саду.
- 2: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- 3. Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- 4 : Воспитание любви к Родине у дошкольника.
- 5 Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам.
- 6. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Тема 11. Формирование педагогической культуры родителей*.
- 6. Технологии обучения
- 6.1. Технологии аудиторной работы:
- 6.2. Технологии внеаудиторной работы:
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.2. План-график самостоятельной работы студентов очной формы обучения
- 7.2. План-график самостоятельной работы студентов заочной формы обучения (сокращенная образовательная программа)
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
- 8.5. Материально-техническое обеспечение
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний
- Тема 5. Теория и методика воспитания»
- 9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
- 1.Общая педагогика
- Раздел 2.История педагогики.
- Раздел 3
- 3. Основы дошкольной педагогики.
- 10. Глоссарий по курсу дисциплины