Тема 7.Виды и технологии обучения
Понятия: обучение, процесс обучения, организация процесса обучения, содержание процесса обучения, субъекты процесса обучения, цели обучения, методы и средства обучения, образовательная технология, дидактическая технология.
Вопросы для обсуждения
1.Что понимают под видом и технологией процесса обучения?
2. Как соотносятся дидактические концепции, виды и технологии обучения?
3.Охарактеризуйте позитивные и негативные стороны разных видов обучения. 4.Охарактеризуйте дидактические технологии.
Примечание: вопрос № 3 обсуждается в процессе деловой игры « виды обучения: за и против». Каждый из студентов выбирает для себя одну из предложенных ролей: разработчик конкретного вида обучения, оппонент, сторонник конкретного вида обучения, учитель-практик, ученик, родитель.
Игра организуется как диалог между участниками процесса обучения по поводу разных видов и моделей обучения (проблемное, программированное, дистанционное, эвристическое и др.). В ходе диалога каждый из студентов занимает определенную позицию в зависимости от взятой на себя роли:
-разработчик готовит краткое сообщение о сущностных характеристиках того или иного вида обучения, продумывает аргументы в защиту данного вида обучения (инновационность, роль в повышении эффективности процесса обучения, научная обоснованность и т.д.);
-сторонник дополняет и аргументирует позиции, отражающие позитивные стороны обсуждаемого вида обучения, отвечает на вопросы участников игры, опровергает аргументы оппонента;
-оппонент выдвигает, поясняет и аргументирует позиции, характеризующие негативные стороны обсуждаемого вида обучения, задает вопросы разработчику, стороннику, вступает в диалог с другими участниками обсуждения;
-учитель-практик задает вопросы участниками игры, выражает и аргументирует свою позицию по отношению к тому или иному виду обучения, аргументирует ее; выражает и аргументирует свое отношение к тому или иному виду обучения с позиций своей роли, аргументирует ее;
-ученик задает вопросы всем участникам игры, выражает и аргументирует свое отношение к тому или иному виду обучения с позиций своей роли, аргументирует ее;
-родитель выражает и аргументирует свое отношение к тому или иному виду обучения с позиций своей роли, аргументирует ее.
Каждый из участников игры готовится к ее проведению в соответствии с взятой на себя ролью: знакомится с основными видами обучения, готовить краткое выступление, аргументы, вопросы и т.д.
Помимо обозначенных ролей из состава группы студентов выбираются два эксперта. Они не принимают участия в диалоге, но заполняют на доске таблицу « Виды обучения: аргументы за и против», оценивая степень доказательности и обоснованности каждого аргумента и принимая решение о занесении его в таблицу.
Для обсуждения вопроса № 4 каждый студент готовит тезисы сообщения по одной из дидактических технологий (название и автор, ведущие теоретические основания, этапы организации дидактического процесса, приоритетные средства, методы и формы обучения): технология коллективного обучения, игровые технологии обучения, технология адаптивного обучения, технология «метод проектов».
Литература
Основная
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. –М.: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения. - С. 512-518.
Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: уч. пособие для студ. выс.уч.зав./В.В. Сериков; Под ред В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.-М.: ИЦ 2Академия», 2008. – стр. 143-146, 184-190,
Дополнительная
Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003- С. 161-165.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – С.Пб.: Питер, 2001. - С.356-366, 442-458.
Г.К. Селевко Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образовуание, 1998 -51-60,101-108
Дополнительно рекомендуемая
Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей, под общ. Ред. В.С. Кукушина. –ростоув на/Д: ИЦ « МарТ»; феникс, 2010. – С.26-30, 45-63, 83-90, 237-249.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- 1. Цель и задачи изучения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1 Общие основы педагогики
- Тема 1.1. Педагогическая профессия в современном обществе
- Тема 1.2. Педагогика как наука об образовании.
- Тема 1.3.Образование как фактор развития общества и личности
- Тема 1.4. Теория и методика обучения
- Тема 1.5. Теория и методика воспитания
- Раздел 2. История педагогики
- Тема 2.1. История педагогики как область научного знания
- Тема 2.2. Этапы становления педагогики: ведущие педагогические теории, системы.
- Раздел 3.Основы дошкольной педагогики
- Тема 3.1. Дошкольная педагогика как наука об образовании человека на ступени дошкольного детства.
- Тема 3.2. Дошкольное образование в системе образования рф.
- Тема 3.3. Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
- Тема 3.4. . Организационно-методические основы образовательного процесса в детском саду.
- Тема 3.5. Образование и развитие ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности
- Тема 3.6. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с школой и семьей.
- Раздел 4. Социальная педагогика.
- 5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины.
- 5.3. Содержание семинарских и практических занятий
- Раздел 1. Общие основы педагогики.
- Тема 1 . Педагогическое взаимодействие и педагогическое воздействие в образовательном процессе.*
- Тема 2: Задачи педагогической науки*
- Тема 3. Антропологический подход в педагогической науке.
- Тема 4. Закономерности и принципы педагогического процесса*.
- Тема 5. Содержание образования.
- Тема 6. Современные дидактические концепции и системы*.
- Тема 6.Концепция личностно-развивающего обучения.
- Тема 7.Виды и технологии обучения
- Тема 8. Концепции воспитания*.
- Тема 9. Содержание процесса воспитания.
- Раздел2. История педагогики
- Тема 1. : я.А. Коменский как основоположник классической педагогики
- Тема 2: Становление трудовой школы в России*
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука об образовании (воспитании и обучении) детей дошкольного возраста*.
- Тема 2. Новые формы организации российского дошкольного образования*(только для полной программы обучения)
- Тема 3. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада*.
- Тема 4. Содержание образовательного процесса в детском саду.
- Тема 5. Традиции и инновации в организации педагогического процесса в детском саду* (только для полной программы обучения).
- Тема 6. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.
- Тема 7. Содержание и методика воспитания дошкольников в труде*.
- Тема 8. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста*(только для полной программы обучения).
- Тема 9. Методы и формы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
- Тема 10. Социальное воспитание детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
- 1. Правовое воспитание детей и воспитывающих взрослых в детском саду.
- 2: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- 3. Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- 4 : Воспитание любви к Родине у дошкольника.
- 5 Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам.
- 6. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Тема 11. Формирование педагогической культуры родителей*.
- 6. Технологии обучения
- 6.1. Технологии аудиторной работы:
- 6.2. Технологии внеаудиторной работы:
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.2. План-график самостоятельной работы студентов очной формы обучения
- 7.2. План-график самостоятельной работы студентов заочной формы обучения (сокращенная образовательная программа)
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
- 8.5. Материально-техническое обеспечение
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний
- Тема 5. Теория и методика воспитания»
- 9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
- 1.Общая педагогика
- Раздел 2.История педагогики.
- Раздел 3
- 3. Основы дошкольной педагогики.
- 10. Глоссарий по курсу дисциплины