Тема 7. Содержание и методика воспитания дошкольников в труде*.
Понятия: труд, трудовая деятельность, трудовое воспитание, система знаний, форма организации деятельности, вид труда, метод воспитания.
Вопросы к обсуждению:
1.В чем состоят развивающие и образовательные возможности детского труда?
2. Какие специфические особенности детского труда и каким образом должны учитываться в образовательном процессе ДОУ?
3. Раскройте связь задач формирования системы знаний о труде взрослых и формирование опыта трудовой деятельности детей.
4. Раскройте методику организации трудовой деятельности воспитанников.
Задание: для обсуждения вопросов студент по материалам учебников и рекомендованных программных документов готовит схему-таблицу « Система трудового воспитания детей дошкольного возраста»
цель | Задачи | содержание | методы | Формы организации | Ожидаемый результат |
Младший дошкольный возраст( 3-4) |
|
|
|
|
|
Средний дошкольный возраст( 4-5) |
|
|
|
|
|
Старший дошкольный возраст( 5-6) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание: студенты знакомятся с одним из предложенных исследований по проблемам трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста, готовят индивидуальное сообщение по предложенному плану:
1.Какая проблема решалась в данном исследовании?
2.Что вносит данное исследование в постановку целей и задач трудового воспитания?
3.Как исследование обогащает и уточняет содержание трудового воспитания детей?
4.Что нового вносит исследование в разработку методов и технологии трудового воспитания?
5.Какие формы организации педагогической работы могут быть рекомендованы для применения на практике в детском саду и семье?
6.Что является ценным в данном исследовании и может быть использовано в опыте работы воспитателей и родителей?
Для выполнения задания студенты знакомятся со статьями Петровского А.В. «Воспитывает не деятельность, а деятельностно – опосредованное общение», Шатовой А. «Вне творческого труда нет созидания», Куликовой Т «Учите детей трудиться» , опубликованные в журнале « Дошкольное воспитание» (2000, № 7); Артамоновой О. «Как подвести детей к понятию “Рукотворный мир” ( Дошкольное воспитание,1997, №7.); Крулехт М.В. «Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста» (Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Сб науч.тр. - Л.,1987), Крылова Н.М. Роль моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. ( Умственное воспитание детей в детском саду. Сб.науч тр. - Л.,1981).
Литература
Основная
Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб пос. для студ. / Козлова С.А., Куликова Т.А. – М: Академия, 1998, 2002 – С 179-208.
Дополнительная литература
Буре Р.С. Дошкольик и труд. Тория и методика трудового воспитания: учебное пособие -/ Буре Р.С.- С.Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой –М.: Мозаика-Синтез, 2010 –С.95-96,117, 136-137,160181-183, 209. или
Детство. Примерная основная общеобразоватьельная пограмма дошкольного образования./ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др.-Спб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2011-С.47-59, 137-152, 235-252.
Контрольные вопросы:
Почему в современных нормативных и программных документах о дошкольном образовании вновь уделено значительное внимание задачам трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста?
С содержанием каких образовательных отраслей может быть интегрирован область « Труд» ?
Какую роль играет семья, родители в решении задач трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста? Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие ваш ответ.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- 1. Цель и задачи изучения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1 Общие основы педагогики
- Тема 1.1. Педагогическая профессия в современном обществе
- Тема 1.2. Педагогика как наука об образовании.
- Тема 1.3.Образование как фактор развития общества и личности
- Тема 1.4. Теория и методика обучения
- Тема 1.5. Теория и методика воспитания
- Раздел 2. История педагогики
- Тема 2.1. История педагогики как область научного знания
- Тема 2.2. Этапы становления педагогики: ведущие педагогические теории, системы.
- Раздел 3.Основы дошкольной педагогики
- Тема 3.1. Дошкольная педагогика как наука об образовании человека на ступени дошкольного детства.
- Тема 3.2. Дошкольное образование в системе образования рф.
- Тема 3.3. Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
- Тема 3.4. . Организационно-методические основы образовательного процесса в детском саду.
- Тема 3.5. Образование и развитие ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности
- Тема 3.6. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с школой и семьей.
- Раздел 4. Социальная педагогика.
- 5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины.
- 5.3. Содержание семинарских и практических занятий
- Раздел 1. Общие основы педагогики.
- Тема 1 . Педагогическое взаимодействие и педагогическое воздействие в образовательном процессе.*
- Тема 2: Задачи педагогической науки*
- Тема 3. Антропологический подход в педагогической науке.
- Тема 4. Закономерности и принципы педагогического процесса*.
- Тема 5. Содержание образования.
- Тема 6. Современные дидактические концепции и системы*.
- Тема 6.Концепция личностно-развивающего обучения.
- Тема 7.Виды и технологии обучения
- Тема 8. Концепции воспитания*.
- Тема 9. Содержание процесса воспитания.
- Раздел2. История педагогики
- Тема 1. : я.А. Коменский как основоположник классической педагогики
- Тема 2: Становление трудовой школы в России*
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука об образовании (воспитании и обучении) детей дошкольного возраста*.
- Тема 2. Новые формы организации российского дошкольного образования*(только для полной программы обучения)
- Тема 3. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада*.
- Тема 4. Содержание образовательного процесса в детском саду.
- Тема 5. Традиции и инновации в организации педагогического процесса в детском саду* (только для полной программы обучения).
- Тема 6. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.
- Тема 7. Содержание и методика воспитания дошкольников в труде*.
- Тема 8. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста*(только для полной программы обучения).
- Тема 9. Методы и формы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
- Тема 10. Социальное воспитание детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
- 1. Правовое воспитание детей и воспитывающих взрослых в детском саду.
- 2: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- 3. Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- 4 : Воспитание любви к Родине у дошкольника.
- 5 Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам.
- 6. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Тема 11. Формирование педагогической культуры родителей*.
- 6. Технологии обучения
- 6.1. Технологии аудиторной работы:
- 6.2. Технологии внеаудиторной работы:
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.2. План-график самостоятельной работы студентов очной формы обучения
- 7.2. План-график самостоятельной работы студентов заочной формы обучения (сокращенная образовательная программа)
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
- 8.5. Материально-техническое обеспечение
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний
- Тема 5. Теория и методика воспитания»
- 9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
- 1.Общая педагогика
- Раздел 2.История педагогики.
- Раздел 3
- 3. Основы дошкольной педагогики.
- 10. Глоссарий по курсу дисциплины