Тема 9. Методы и формы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Понятия: познавательная деятельность, экспериментирование, моделирование, наблюдение, метод обучения, метод воспитания, форма организации педагогического процесса.
Задания и вопросы к обсуждению темы:
Что понимают под познавательной деятельностью детей дошкольного возраста? В чем ее образовательное и развивающее значение?
Какие виды познавательной деятельности осваивает ребенок дошкольного возраста в ситуациях совместной с педагогом и самостоятельной деятельности?
Раскройте методы и формы организации разных видов познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста в педагогическим процессе ДОУ.
Каковы педагогические условия реализации образовательного потенциала познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Примечание: обсуждение вопросов и заданий по теме семинарского занятия проводится в игровой форме «Семинар в детском саду». Тема семинара: « Организационно-методические аспекты реализации образовательной области « Познание» .
Для проведения игры студенты делятся на подгруппы: разработчики и организаторы ( 4 студента), ученые( 3 студента), специалисты ДОУ ( заведующая, методист, психолог), воспитатели ( 5 студентов), родители ( 3 студента), эксперты ( 3 студента).
Задание для группы разработчиков и организаторов: разработать и согласовать со всеми участниками игры тему, задачи, структуру семинара; согласовать действия творческих групп, обеспечить организацию мероприятия.
Задание для группы ученых: подготовить выступления для участников педагогического совета по темам «Образовательный потенциал познавательной деятельности детей дошкольного возраста», « Виды познавательной деятельности детей дошкольного возраста», «Новые подходы к организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста». Содержание выступлений должно носить проблемный характер ( отражать наиболее актуальные проблемы и задачи образования ребенка–дошкольника в познавательной деятельности). Выступление может сопровождаться иллюстрированием таблиц, схем, работой с раздаточным материалом.
Задание для группы специалистов ДОУ: подготовить выступление на тему « Федеральные государственные требования к структуре ООП ДО о образовании ребенка в познавательной деятельности» (заведующая), задания для педагогов, вопросы для обсуждения выступлений, комментарии ( психолог, методист).
Задание для группы воспитателей: подготовить выступления по темам « Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности», «Методы обследования, сравнения и моделирования в педагогическом процессе умственного воспитания детей дошкольного возраста», « методы и формы организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ». Выступления необходимо сопроводить примерами из образовательной практики.
Задание для группы родителей: подготовить обзор литературы по вопросам познавательного развития ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания ( демонстрация и краткое аннотирование доступных для родителей статей из журналов « Обруч», «Игра дошкольника» и др.)
Задание для группы экспертов: разработать критерии оценки выступлений участников педагогического совета.
Дополнительная информация: семинары, семинары-практикумы это форма работы с педагогическим коллективом призванная обеспечить повышение их профессионального мастерства, совершенствование теоретико-методической готовности к решению наиболее актуальных проблем и задач профессионально-педагогической деятельности, образования детей дошкольного возраста. Неотъемлимой составляющей семинара являются обсуждение сообщений участников по различным вопросам, выполнение педагогами разнообразных заданий, предполагающих применение усвоенного теоретико-методического материала для решения конкретных задач педагогической деятельности. Выступления на семинаре чередуются с их обсуждением. Участники семинара могут дополнить, уточнить содержание выступлений, включиться в дискуссию по поводу разных точек зрения по тому или иному вопросу. Выступления на семинаре должны быть краткими, логичными, рассчитанными не боле чем на 10-15 минут.
Литература
Основная
Козлова С.А Дошкольная педагогика : учеб пос. для студ / Козлова С.А., Куликова Т.А. – М: Академия, 1998, 2002 – С.138-166,228-262.
Литература для подготовки выступлений.
Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание -2010 -№ 7. –С. 4-11.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приложение к приказу Минобразования и науки, № 655 от 23 ноября 2009 г.// Дошкольное воспитание -2010 -№ 4 –С.4-11
Белоусова Л.Е. удивительные истории Конспеткы занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Белоустова Л.Е. – С.Пб: Дтетство-пресс,2002.
Венгер Л.А.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников./ Под ред. Л.А. Венгера.- М.: Просвещение , 1973.
Логинова В.И. Дошкольная педагогика:учеб пос для студ пединститутов. В 2 ч. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. -М., 1988.- Ч.1.- С.107-117.
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.- М.,1988.Гризик Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для работающих по программе « радуга»/ Т.И. Гризик – М.: Просвещение,2004.
Евдокимова Е Проект как мотивация к познанию/ Е.Евдокимова //Дошкольное воспитание.- 2003.- №3.
Муханова К. Сенсорное развитие дошкольников/ К.Муханова, А. Колядина // Дошкольное воспитание.- 1994. -№ 4,5.
Кондратьев Ю.П. Педагогические условия развития наблюдения у детей 4-5 лет./ Ю.П. Кондратьев, Н.Н. Кондратьева / /Развитие и воспитание дошкольника .Межвузовский сб науч трудов / Под ред В.И. Логиновой -С-Пб., 1993.
Короткова Н. Познавательно –исследовательская деятельность дошкольников./ Короткова Н. // Дошкольное воспитание.- 2001.- № № 3,4,5.
Крылов Е. Школа творческой личности. / Е Крылов // Дошкольное воспитание.- 1992.№ №7-8, №9-10; 1993. №3,№6,№11, 1994.№5 и др.
Куликовсая И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст./ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. -М.Педагогическое общество России , 2003.
Новоселова С.Л., Саар А.Д. Умственное воспитание детей в игре / Игра дошкольника / Под ред. .Новоселовой С.Л./ С.Л. Новоселова, А.Д. Саар- М: Просвещение ,1989.
Логинова В.И. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. / В.И..Логиноава, А.К.Матвеева П.Г.Саморукова .// Дошкольное воспитание.- 1970.- №6.
Острунская П.А. О приемах обучения детей среднего дошкольного возраста умственным действиям. / П.А. Острунская// Дошкольное воспитание.-1970.- № 6.
Парамонова Л.А. Конструирование из строительного материала.// Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А./ Л.А. Парамонова - Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Венгера Л.А., -М.Просвещение , 1986.
Поддъяков В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М : Просвещение, 1982
Савенков А.И. Как научить дошкольника приобретать знания/ А.И. Савенков - Рославль: Академия развития, 2002
Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А., М., 1988 (статьи Поддъякова Н.Н. , Николаевой С.Н., Фрейдкина И.С.и др.).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- 1. Цель и задачи изучения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1 Общие основы педагогики
- Тема 1.1. Педагогическая профессия в современном обществе
- Тема 1.2. Педагогика как наука об образовании.
- Тема 1.3.Образование как фактор развития общества и личности
- Тема 1.4. Теория и методика обучения
- Тема 1.5. Теория и методика воспитания
- Раздел 2. История педагогики
- Тема 2.1. История педагогики как область научного знания
- Тема 2.2. Этапы становления педагогики: ведущие педагогические теории, системы.
- Раздел 3.Основы дошкольной педагогики
- Тема 3.1. Дошкольная педагогика как наука об образовании человека на ступени дошкольного детства.
- Тема 3.2. Дошкольное образование в системе образования рф.
- Тема 3.3. Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
- Тема 3.4. . Организационно-методические основы образовательного процесса в детском саду.
- Тема 3.5. Образование и развитие ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности
- Тема 3.6. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с школой и семьей.
- Раздел 4. Социальная педагогика.
- 5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины.
- 5.3. Содержание семинарских и практических занятий
- Раздел 1. Общие основы педагогики.
- Тема 1 . Педагогическое взаимодействие и педагогическое воздействие в образовательном процессе.*
- Тема 2: Задачи педагогической науки*
- Тема 3. Антропологический подход в педагогической науке.
- Тема 4. Закономерности и принципы педагогического процесса*.
- Тема 5. Содержание образования.
- Тема 6. Современные дидактические концепции и системы*.
- Тема 6.Концепция личностно-развивающего обучения.
- Тема 7.Виды и технологии обучения
- Тема 8. Концепции воспитания*.
- Тема 9. Содержание процесса воспитания.
- Раздел2. История педагогики
- Тема 1. : я.А. Коменский как основоположник классической педагогики
- Тема 2: Становление трудовой школы в России*
- Тема 1. Дошкольная педагогика как наука об образовании (воспитании и обучении) детей дошкольного возраста*.
- Тема 2. Новые формы организации российского дошкольного образования*(только для полной программы обучения)
- Тема 3. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада*.
- Тема 4. Содержание образовательного процесса в детском саду.
- Тема 5. Традиции и инновации в организации педагогического процесса в детском саду* (только для полной программы обучения).
- Тема 6. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.
- Тема 7. Содержание и методика воспитания дошкольников в труде*.
- Тема 8. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста*(только для полной программы обучения).
- Тема 9. Методы и формы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
- Тема 10. Социальное воспитание детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
- 1. Правовое воспитание детей и воспитывающих взрослых в детском саду.
- 2: Воспитание основ гуманности у дошкольников.
- 3. Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
- 4 : Воспитание любви к Родине у дошкольника.
- 5 Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам.
- 6. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
- Тема 11. Формирование педагогической культуры родителей*.
- 6. Технологии обучения
- 6.1. Технологии аудиторной работы:
- 6.2. Технологии внеаудиторной работы:
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.2. План-график самостоятельной работы студентов очной формы обучения
- 7.2. План-график самостоятельной работы студентов заочной формы обучения (сокращенная образовательная программа)
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
- 8.5. Материально-техническое обеспечение
- 9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
- 9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний
- Тема 5. Теория и методика воспитания»
- 9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
- 1.Общая педагогика
- Раздел 2.История педагогики.
- Раздел 3
- 3. Основы дошкольной педагогики.
- 10. Глоссарий по курсу дисциплины