logo search
Урунтаева Г

§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может дей­ствовать с двумя-тремя предметами, последовательно рассмотреть и воспринять их достаточно ясно. В отличие от ребенка раннего возраста внимание дошкольника вызывают не только яркие, не­обычные объекты, но и внешне непривлекательные. Дошкольни­ки интересуются назначением предметов, способом их примене­ния, связями с другими предметами. Возрастает возможность рас­пределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребен­ку возможность выполнять под руководством воспитателя опреде­ленную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если по­явилась более привлекательная перспектива. Поддержание устой­чивости внимания, фиксация его на объекте определяются разви­тием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы.

Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте от четырех до семи лет длительные отвле­чения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — зво­нок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлече-

157

ний, вызванных разными раздражителями, снижается, т.е. возра­стает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продол­жительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Устойчивость внимания у старших дошкольников зависит от характера деятельности. Творческая игра, не предъявляющая к ум­ственной работе ребенка высокие требования, меньше всего его утомляет. Занятия счетом, беседа о прослушанной сказке, ответы на вопросы и тому подобные словесные формы деятельности тре­буют больше напряженного внимания и вызывают соответствен­но большее утомление.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что возрас­тает его самостоятельность, изменяется организация его жизни, он осваивает речь, новые виды деятельности (игровую, трудо­вую, продуктивную). В четыре —пять лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребе­нок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольно­го внимания связано с усвоением средств управления им. Перво­начально это внешние средства — указательный жест, слово взрослого.

Роль некоторых средств в управлении произвольным внимани­ем была показана в экспериментах Л. С. Выготского. В одной игре ребенок должен был угадать, под какой из двух чашек спрятан орех. Дно одной чашки закрывали картонным кружком темно-серого цвета, а другой — светло-серого. Дети не знали, что орех всегда прятали под чашку с темно-серым кружком. Дошкольники сосредоточивались на самом орехе и не обращали внимания на картонные кружки. Поэтому даже после 45 — 49 проб они не могли выявить закономерность, по которой прятали орех. Для безоши­бочного решения задачи ребенку оказалось достаточным одного молчаливого указания взрослого на кружок темно-серого цвета, которое направило внимание ребенка.

В другой игре ребенок должен был как можно быстрее отвечать на различные вопросы взрослого, но не называть заранее огово­ренных слов, например цветов черного и белого. Чтобы помочь ребенку быть внимательным, взрослый предлагал ему вспомога­тельное средство — карточки с запретным цветом. Так внимание превращалось в опосредованное внешним средством, помогая де­тям успешно справиться с задачей.

В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функ­цию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодиль-чиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания

158

тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Разви­тие этого вида внимания также связано с освоением норм и пра­вил поведения, становлением волевого действия. Например, ма­лышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие послепроизвольного внимания про­исходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте: