logo search
С

11.2. Структура содержания образования

Исследованием содержания образования занимались многие известные ученые педагоги и психологи: И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Л.В.Занков, Д.Б, Эльконин, М.А.Данилов, B.C. Леднев, И.П.Волков, Ю.К. Бабанский, создатели авторских школ. Они исходили из того, что основное социальное назначение образования — это передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. Опыт - это деятельность, воплощенная в знаниях, умениях, творчестве, и отношение к миру. Содержание образования выступает как педагогически адаптированный социальный опыт.

Во–первых, социальный опыт - это знания об обществе, мышлении, природе, технике, а также способах человеческой деятельности. Знаниями называют результаты познания явлений и предметов окружающей действительности, а также законов развития общества и природы. Знания отражают накопленный опыт народа. Они находятся в постоянном изменении и совершенствовании.

Получение и усвоение этих знаний происходит с помощью фактов, событий, понятий, терминов из явлений повседневной окружающей действительности. Знания человек приобретает, опираясь на важнейшие законы наук, основные научные теории. Большое значение для усвоения знаний имеют сведения о методах научного познания, а также о законах существования человеческого общества.

Во–вторых, неотъемлемой частью социального опыта является опыт практический, воплощенный в умениях и навыках. Для учащихся эти умения и навыки бывают как предметными, так и общеучебными. Умения представляют собой комплекс действий, осуществляемый школьниками на базе полученных знаний. Самым главным отличительным признаком сформированности умений является то, что определенные действия человек может выполнять при изменении первоначальных условий. Так, например, на основе приобретенных знаний (выученных правил и теорем) он может решать задачи, составить план прочитанного текста и т. п.

Навыки наряду со знаниями и умениями также являются элементами содержания образования. Человек приобретает навыки посредством постоянного повторения изученного материала на практике.

Такие элементы, как навыки и умения, тесно связаны друг с другом. Иногда умения становятся следствием приобретенных ранее навыков. А случается и наоборот, когда путем многократного повторения умения превращаются в навыки.

В–третьих, в социальный опыт включается опыт поисковой деятельности, направленный на решение новых проблем, появляющихся в обществе. Если этот опыт не будет усвоен, то человек окажется не в состоянии решать новые проблемы, стоящие перед ним, более того, он не сможет преобразовать окружающую действительность.

Приобретая этот опыт, человек сможет:

– перенести полученные знания и умения в новую ситуацию;

– сформировать те или иные способы деятельности, полученные на основе уже известных методов и необходимые для применения в новых ситуациях;

– скомбинировать уже существующие способы деятельности с новыми, еще не до конца известными;

– увидеть наиболее оптимальные способы решения проблемных ситуаций в обучении.

В–четвертых, составляющей социального опыта является опыт системы ценностей, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям и к самому себе. Именно это отношение следует назвать основой не только складывающегося мировоззрения и духовной сферы, но и системы ценностей, убеждений и идеалов.