15.1. Сущность и виды средств обучения
Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.
Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.
По составу объектов различают материальные и идеальные средства обучения.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения. К материальным средствам относятся: учебники и учебные пособия, таблицы, модели, макеты, информационные средства, компьютер, учебно-технические средства, лабораторное оборудование помещения, мебель, расписание занятий и т.д. Группа средств "Учебники и учебные пособия" охватывает как литературу для преподавателей, так и литературу для учащихся. Сюда относятся: учебники по каждой дисциплине, научная литература по специальности, дидактические и методические пособия для преподавателей, сборники задач и упражнений, руководства по выполнению самостоятельных работ, контрольные работы, обучающие программы, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.
Наглядные средства обучения являются важнейшими в составе материальных средств. Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
1.Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
2.Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. д.)
3.Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).
Для использования проекционного материала применяют технические средства обучения (ТСО). Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры, комбинированные. К последним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры, компьютерные системы. Они постоянно совершенствуются. Промышленность выпускает также специализированные ТСО: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы дли изучения физики, математики и других предметов.
Важную роль в обучении играют коллекции и модели. Учебные коллекции - это наборы предметов или веществ, подобранных по определенному признаку, характеристике и служащих для изучения нового материала, повторения, обобщения и упражнения. В учебном процессе используются коллекции по ботанике, зоологии, физике, химии, рисованию, в трудовых мастерских. Многие коллекции выполняются учащимися вместе с преподавателями, учителями во внеурочное время, что существенно улучшает качество знаний учащихся.
По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на средства преподавания и средства учения.
В преподавании используются средства наглядности, демонстрационное оборудование, информационные средства обучения, компьютер, электронные доски. Одним из основных средств преподавания является речь учителя, которая должна удовлетворять следующим требованиям: 1) грамматическая правильность; 2) точность; 3) образность; 4) экономичность; 5) эмоциональность. Грамотно построенная и четко произнесенная фраза позволяет учащимся правильно понять мысль учителя, запомнить ее и воспроизвести. Речь учителя является образцом для учащихся, она не только средство изложения учебной информации, но и средство управления вниманием, средство образования представлений и понятий.
Высокие требования предъявляются к поведению преподавателя во время демонстрации. Он должен стоять лицом к классу сзади объекта или сбоку от него, чтобы не загораживать пособие и видеть поведение класса. При этом он должен одновременно показывать, объяснять и следить за работой и поведением каждого учащегося. Показывать элементы пособий надо указкой, следя боковым зрением за правильностью ее движения. Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны с последних мест.
К средствам учения относятся: учебники, тетради, ручки, дидактический раздаточный материал, карточки, схемы, опорные конспекты, лабораторное оборудование, персональные компьютеры, информационные средства индивидуального обучения, т.е. все то, чем пользуются учащиеся для усвоения новых знаний.
В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний, уменьшает познавательный интерес, затрудняет образное восприятие. Однако большое количество демонстраций отвлекает внимание учащихся от главного, о чем идет речь на занятии, больше развлекает, чем учит. Оптимальным считается 4-5 демонстраций за урок при изучении трудной темы, считая средства для самостоятельной работы и средства контроля.
- Педагогика современной школы
- Тема 1. Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- Система образования Республики Беларусь
- Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Гендерные проблемы в образовании
- Тема 2. Педагогическая профессия и ее особенности
- 2.1. Возникновение и развитие педагогической профессии.
- 2.4. Нравственный кодекс педагога
- Тема 3. Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
- 3.1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 3.2. Педагогическое взаимодействие
- 3.3. Профессиональная компетентность педагога
- 3.4. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности
- 3.5. Имидж педагога
- Тема 4. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка.
- Тема 5. Педагогика в системе наук о человеке.
- 5.1. Педагогика как наука.
- 5.2. Предмет педагогики и ее основные категории.
- 5.3. Задачи педагогической науки.
- 5.4. Система педагогических наук.
- 5.5. Связь педагогики с другими науками.
- Тема 6. Методология и методы педагогических исследований
- Основные методологические подходы в педагогике
- 6.3. Эмпирические и теоретические методы исследования
- Тема 7. Аксиологические основы педагогики
- 7.1. Понятия «аксиология» и «педагогическая аксиология».
- 7.2. Классификация и критерии оценки педагогических ценностей
- Тема 8. Личность ученика как субъекта образования и развития
- 8.1. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»: существенные признаки, общее и особенное.
- 8.3. Современная возрастная периодизация личности.
- Тема 9. Целостный педагогический процесс
- 9.1. Развитие теории целостного педагогического процесса в истории мировой педагогической мысли.
- 9.2. Общая характеристика целостного педагогического процесса
- 9.3. Этапы и движущие силы педагогического процесса
- Тема 10. Проблема целеполагания педагогике
- 10.1. Проблема цели воспитания в педагогике. Целеполагание
- 10.2. Классификация целей воспитания
- 10.3. Определение цели обучения на уроке
- Тема 11. Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития
- 11.1. Понятие о содержании образования
- 11.2. Структура содержания образования
- 11.3. Источники и факторы формирования содержания образования
- 11.4. Образовательный стандарт, его структура и функции
- 11.5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 12. Процесс обучения
- 12.1. Предмет и задачи дидактики
- 12.2. Сущность и функции процесса обучения
- 12.3. Движущие силы процесса обучения
- 12.4. Закономерности и принципы процесса обучения
- Тема 13. Методы обучения и их классификация
- 13.1. Понятие и сущность метода обучения
- 13.2. Исторический характер развития методов обучения
- 13.3. Классификация методов обучения
- 13.4. Критерии выбора и сочетания методов обучения
- Тема 14. Формы организации обучения в современной школе
- 14.1. Возникновение и развитие организационных форм обучения
- 14.2. Урок - основная форма организации обучения в современной школе
- 14.3. Другие формы организации обучения
- Тема 15. Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- 15.1. Сущность и виды средств обучения
- 15.2. Мультимедийные средства обучения
- 15.3. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- Тема 16. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения
- 16.1. Понятие внешней и внутренней дифференциации обучения
- 16.2. Индивидуализация обучения
- 16.3. Детская одаренность
- 16.4. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема
- Тема 17. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания.
- 17.1. Воспитание как специально организованная профессиональная деятельность педагога
- 17.2. Закономерности гуманистического воспитания
- 17.3. Основные принципы гуманистического воспитания
- Тема 18.Методы и формы воспитательной работы с учащимися
- 18.1. Развитие педагогических взглядов на методику и методы воспитательной работы
- 18.2. Общая характеристика методов воспитательной работы в системе целостного педагогического процесса
- 18.3. Формы воспитательной работы
- Тема 19. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
- 19.1. Сущность, пути и средства формирования научного мировоззрения учащихся
- 19.2. Сущность и содержание нравственной и эстетической культуры личности
- 19.3. Сущность понятий «гражданственность» и «гражданская культура личности»
- Тема 20. Экономическая воспитание и культура профессионального самоопределения личности
- 20.1. Сущность и содержание экономического воспитания школьников
- 20.2. Сущность понятия «профессиональное самоопределение»
- Тема 21. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся
- 21.1. Сущность и пути формирования экологической культуры
- 21.2. Формирование здорового образа жизни учащихся
- Тема 22. Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме
- 22.1. Разработка в педагогике теории коллектива
- 22.2. Сущность и организационные основы деятельности детского воспитательного коллектива
- 22.3. Основные этапы развития детского воспитательного коллектива
- 22.4. Педагогическое руководство коллективом
- 22.5. Семья – воспитательная среда ребенка
- 22.6. Влияние среды на воспитание и развитие личности
- Тема 23. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся
- 23.1. Сущность и структура детского самоуправления в школе
- 23.2. Принципы деятельности и формы школьного самоуправления
- 23.3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- Тема 24. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
- 24.1. Понятие и функции педагогического общения
- 24.2. Позиция педагога и стили педагогического общения
- 24.3. Барьеры в педагогическом общении
- 24.4. Конфликты в педагогическом общении
- Тема 25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся
- 25.1. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся
- 25.2. Индивидуальный стиль деятельности педагога
- 25.3. Классификация стилей педагогической деятельности
- Тема 26. Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики
- 26.1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 26.2. Харизма и лидерские способности педагога
- 26.3. Сущность и функции педагогической диагностики
- 26.4. Элементы тестологии
- Тема 27. Направленность развития инновационной деятельности в образовании
- 27.1. Сущность понятия «педагогическая инновация»
- 27.2. Виды педагогических инноваций
- 27.3. Психологические барьеры в инновационной деятельности учителя