logo search
Урунтаева Г

§ 4. Руководство развитием мышления

Главным условием развития мышления у ребенка является по­зиция взрослого, имеющая в каждый возрастной период свою специфику.

В младенчестве мышление развивается при манипулировании предметами в процессе ситуативно-делового общения со взрос­лым. Он же, стимулируя активность малыша, дает ему предметы, показывает способы действия с ними и тем самым помогает ре­бенку «открыть» в предметах некоторые внутренние свойства. Взрос­лый, подчеркивая инициативные действия младенца, закрепляя их с помощью оценки, развивает у малыша элементарную любо­знательность и стремление к познанию объектов, а также способ­ствует превращению разнообразных действий с предметами в спо­собы познания.

244

В раннем детстве развитие мышления ребенка неразрывно свя­зано с восприятием и протекает в предметно-манипулятивной деятельности, как и у младенца. Оно включено в освоение спосо­бов употребления орудий и соотносящих действий, которые про­исходят на основе подражания взрослому. Взрослый учит ребенка не только употреблять предметы правильно, в соответствии с куль­турно-фиксированными функциями, но и выделять, закреплять в речи результат действия. Взрослый формулирует вопрос еще за­долго до того, как слово самого ребенка начнет включаться в мыслительный процесс. Именно речь взрослого руководит мыш­лением ребенка в раннем детстве, придает ему обобщенность, целенаправленность, проблемность, некоторую организованность, планируемость и критичность.

Развитие и организация восприятия ребенка приводят к фор­мированию у него первых мыслительных операций — различения и сравнения. Необходимо предоставить малышу известную само­стоятельность, чтобы он мог активно действовать с объектами. Взрослый учит ребенка видеть и формулировать в речи проблему — ставить вопрос, а также отражать в ней результаты познания, хотя малыш решает еще не собственно интеллектуальные, а лишь прак­тические задачи.

В дошкольном возрасте в контексте внеситуативно-познаватель­ного общения со взрослым возникает особого рода «теоретическая» деятельность. Появляются многочисленные детские вопросы, каса­ющиеся разнообразных сфер действительности. Отношение взрос­лого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или са­мостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать зна­ния в готовом виде. Главное — научить дошкольника думать, рас­суждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышле­ния, пытливость ума. Достоверность, определенность и немного­словность ответов, но в то же время их исчерпывающий характер, подтвержденный примерами и наблюдениями, способствуют даль­нейшему развитию любознательности у дошкольников.

Равнодушное отношение к вопросам снижает познавательную активность дошкольника. Следует не только внимательно, уважи­тельно и тактично относиться к детским вопросам, но и побуж­дать ребят спрашивать.

Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, анализи­ровать, организуя наблюдения, экспериментирование, ознаком­ление с художественной литературой. Когда дошкольника побуж­дают подробно, развернуто объяснять явления и процессы в при­роде, социальной жизни, то рассуждение превращается в способ познания и решения интеллектуальных задач. И тут взрослому важ-

245

но проявить терпимость и понимание необычных объяснений, которые дает дошкольник, всячески поддерживая его стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причин­но-следственные связи, узнать скрытые свойства. Подчеркнем, что развитие связной речи у ребенка способствует развитию его мыш­ления, придавая ему обобщенный и осознанный характер. Если не научить ребенка устанавливать взаимосвязи, то он долго будет находиться на уровне чувственно воспринимаемых фактов.

Не только овладение способами мышления, но и усвоение си­стемы знаний позволяет дошкольнику более эффективно решать интеллектуальные проблемы. Принципы отбора таких знаний и их содержание подробно изучены в дошкольной педагогике. Подчерк­нем лишь то, что усвоение следует рассматривать не как само­цель, а как средство развития мышления. Механическое запоми­нание разнообразной информации, отрывочной и хаотичной, ко­пирование взрослых рассуждений ничего не дают для развития мышления дошкольника. В. А. Сухомлинский писал: « ...Не обру­шивайте на ребенка лавину знаний... — под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захоте­лось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вопросы и задания

  1. Какие предпосылки развития мышления складываются в младен­ческом возрасте?

  2. Как взаимосвязано развитие мышления и предметной деятельности в младенческом и раннем детстве?

  3. Как развиваются виды мышления и мыслительные операции в ран­нем детстве?

  4. Охарактеризуйте основные закономерности развития мышления в дошкольном возрасте.

  5. Проследите развитие наглядно-действенного мышления в дошколь­ном возрасте.

  6. Проследите развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте.

  7. Как развивается логическое мышление в дошкольном возрасте?

Литература

Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) //Дошкольное воспитание. — 1982. — № 1.

Венгер Л.А., Мухина В. С. Развитие мышления дошкольника // До­школьное воспитание. — 1974. — № 7.

Веракса НЕ. Развитие предпосылок диалектического мышления в до­школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1987. — № 4.

Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 11.

Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // До­школьное воспитание. — 1986. — № 1.

Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольно­го возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. — М., 1995.

Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем детстве. — М., 1978.

Новоселова С. Л. Генетически ранние формы мышления. — М., Воро­неж, 2003.

Паншина Н. С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. — М., 1996.

Поддъяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология / сост. М. Шуаре. — М., 1982.

Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой. — М., 1985.

Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / под ред. Л. А. Венгера. — М., 1996.

246