logo search
С

16.1. Понятие внешней и внутренней дифференциации обучения

Дифференцированное обучение осуществляется в двух основных формах: внешней и внутренней. Внешняя дифференциация обучения — это основная форма дифференцированного обучения учащихся, которая предполагает создание относительно стабильных групп и профильных классов, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются. Стабильные группы профильных классов учащихся формируются на основе определенных критериев, таких, как познавательные интересы, общие и специальные способности, достигнутые в обучении результаты и успеваемость.

Внешняя дифференциация связана с организацией широкой сети разнотипных инновационных учебных заведений (гимназии, колледжи, лицеи, классы углубленного изучения отдельных учебных предметов и т.д.).

Внутренняя дифференциация обучения — это форма дифференцированного обучения, которая осуществляется посредством разделения учащихся на группы внутри класса с целью организации учебной работы с использованием разных методов обучения, на разных уровнях усвоения программного материала. Эта форма дифференциации предполагает вариативность темпа изучения учебного программного материала, выбор учебных заданий и разных видов педагогической деятельности на уроках, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.

В его распоряжении должны быть дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее удобные и посильные типы заданий, содержание учебного материала и форму его выражения. Осуществление внутренней дифференциации требует особой организации жизнедеятельности школы, специальной подготовки учителей, сравнительно малой (20-25 человек, не более) наполняемости классов. Необходима постоянная содержательная связь с родителями, продуманная организация труда и отдыха педагогов и учащихся.

Наиболее широкие возможности для внутренней дифференциации, представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в индивидуальном темпе. Учащиеся получают не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.

Дифференциация обучения должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса единства требований ко всем учащимся без учёта особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.