logo search
Урунтаева Г

§ 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте

У дошкольника в содержание представлений о себе входит от­ражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разно­образной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствую­щим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуаль­ным опытом ребенка и информацией, которую он получает в про­цессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

На протяжении дошкольного детства сохраняется общая поло­жительная самооценка, основанная на бескорыстной любви и за­боте близких взрослых. Она способствует тому, что дошкольники

256

склонны завышать представления о своих возможностях. Расши­рение видов деятельности, которые осваивает ребенок, приво­дит к формированию четкой и уверенной конкретной самооцен­ки, в которой выражается его отношение к успеху отдельного действия.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают са­мое отрицательное воздействие. А завышенные искажают пред­ставления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в орга­низации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее пред­ставление ребенка о результатах своих действий. Сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться tf оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он вос­принимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оцен­ки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в опреде­ленной степени противостоять искажающим оценочным воздей­ствиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать ре­зультаты своих действий. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет собственную самооценку от оценки себя другими. По­знание дошкольником пределов своих сил происходит на основе не только общения со взрослыми, но и собственного практиче­ского опыта. Дети с завышенными или заниженными представле­ниями о самих себе более чувствительны к оценочным воздей­ствиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте трех—семи лет общение со сверстниками начинает играть все бо­лее существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать как с равными. При обмене оценочными воздей­ствиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятель­ности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует развитие отно­сительной самооценки. Она выражает отношение ребенка к себе в сопоставлении с другими людьми.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В три-четыре года взаимооценки детей более субъек­тивны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товари­щей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содер-

У Урунтаева 257

жанию качества (Т.А.Репина). В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распреде­ляются равномерно. У старших дошкольников преобладают поло­жительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5 — 5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей пяти — семи лет. У старших дошколь­ников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает кри­тически оценивать воздействия ровесников.

Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занима­ют их деловые качества, навыки и умения, которые обеспечивают успешность совместной деятельности, а также нравственные ка­чества.

В группе детского сада существует система ценностных ориен­тации, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно рас­ширяется диапазон моральных представлений. В четыре-пять лет такой диапазон, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя, невелик (не бить ни­кого, слушать воспитательницу, маму). В пять-шесть лет он стано­вится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В шесть-семь лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относят­ся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать млад­шим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). В шесть-семь лет большинство детей правильно пони­мают те нравственные качества, по которым оценивают сверст­ников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, спра­ведливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки 1 наблюдаются, по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольни­ку, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в со­стоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей на­столько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвен­но показать свое превосходство.

258

Пример. Максим Д. (5 лет 9 мес.) занимается в танцевальном круж­ке. На постоянные вопросы взрослого: «Кто сегодня выполнял движения лучше?» — отвечает: «Конечно, я». Подобный ответ взрослого не удов­летворяет, и он терпеливо объясняет мальчику, что повторять «Я лучше всех» некрасиво. Когда в очередной раз взрослый после занятий спраши­вает: «Кто сегодня танцевал лучше?», Максим отвечает: «Антон». И тут же торопливо добавляет: «Это я из скромности...»

Нередко старшие дошкольники уходят от ответа на вопрос типа «Кто у вас в группе лучше всех?», отвечая: «Не знаю... Я тоже хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)». В то же время более младшие дети не задумываясь говорят: «Я лучше».

Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. Это происходит в силу нескольких причин. Р.Х.Шакуров показал, что ребенок, припи­сывая себе определенные качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с ре­альностью. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разо­браться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. Поэтому дети часто гордятся качествами, которыми обла­дают в незначительной степени. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вы­мышленными.

С возрастом самооценка становится все более правильной, пол­нее отражающей возможности малыша. Первоначально она возни­кает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результа­том других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

В возрасте трех-четырех лет ребенок завышение оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения ребенок в пять лет не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о познаватель­ных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адек­ватно реагирует на успех и неудачу. В шесть-семь лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивиро­вать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т. А. Репиной показано, что четырех—пятилетние

259

дети связывают самооценку в основном не с собственным опы­том, а с оценочными отношениями окружающих: «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В пять—семь лет дош­кольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в шесть-семь лет не все дети могут мотивировать самооценку.

К семи годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцирован­ной. Ребенок делает выводы о своих достижениях: он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

Пример.

Взрослый: Максим, кто у вас в группе быстрее всех ест? Максим Д. (6 лет): Я, конечно!

Взрослый: А кто у вас быстрее всех думает на занятии? Максим (лицо сосредоточенное, говорит тихо): Миша, он всегда пер­вый руку поднимает.

До пяти лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5 — 6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняет­ся. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности.

На седьмом году жизни у ребенка намечается дифференци­ация двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе. Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» — наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («Нрав­люсь») или при общей положительной оценке: «Хороший» — сдер­жанное эмоционально-ценностное отношение («Нравлюсь себе чуть-чуть»). У детей четырех лет чаще наблюдается тенденция об­основывать эмоционально-ценностное отношение к себе эстети ческой привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе потому что красивая»). В четыре-пять лет намечается желание что то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характерис тики нравственного облика. В старшем дошкольном возрасте на ряду с тем, что большинство детей удовлетворены собой, стрем ление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.

Пример. Максим Д. (6 лет) — очень подвижный ребенок. Чтобы он выполнил требование взрослого, необходимо сделать ему замечание. «Максим, ты такой непослушный», — нередко замечает взрослый. Услы­шав про свое непослушание в очередной раз, Максим огорченно гово­рит: «Ну почему, почему я такой?! Я не хочу таким быть!»

Кроме осознания своих качеств старшие дошкольники пыта­ются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают

260

объяснять собственное поведение, опираясь на знания и пред­ставления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

Пример. Максим Д. (6 лет) рассуждает: «Я, мама, тебя боюсь, по­тому обманываю... (улыбается). Шутка... Все тайное когда-нибудь стано­вится известным. Тайна всегда вылезает...»

В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, т. е. собственной пози­ции в отношении окружающего.

Пример. Максим Д. (6 лет) выбирал в магазине конструктор. Маль­чик захотел приобрести машину, предназначенную для детей 9—10 лет. Продавец отговаривал его, объясняя, что он еще маленький для такой игрушки, предлагал взять другой конструктор. Мальчик настоял на сво­ем. Но попытки самому построить выбранную машину не увенчались успехом. «Как трудно!» — заявил Максим. На что взрослый ответил: «Тебе же говорил продавец — выбери другой». Максим: «Я знаю, почему она так говорила... Эта машина ей самой нравилась».

Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное со­стояние.

Примеры. Когда мама заставляла Андрюшу В. (4 года 11 мес.) доесть суп, мальчик заявил: «Мама, ты меня так огорчила!»

Максим С. (6 лет 2 мес.) и Максим Д. (6 лет) — друзья. В понедельник Максима Д. не привели в детский сад. На прогулке Максим С. походил по площадке и лег на снег. «Максим, ты почему лежишь?» — спросила вос­питательница. А мальчик ответил: «Мне так скучно. Максима нет, не с кем поиграть».

Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом.

Пример. Дети задают вопросы: «Откуда берутся мысли?» (Даша Н., 5 лет 3 мес), «Почему я думаю словами, а не говорю?» (Максим Д., 5 лет 11 мес). Дети находят объяснение в утверждении: «Мысли сами в голову приходят, сами в голову лезут» (Даша Н.), «Смотришь на что-нибудь, и мыслей все больше... больше становится» (Максим Д.).

Конечно, такие объяснения далеки от истины, слишком кон­кретны и неопределенны. Важно, однако, то, что ребенок осозна­ет не только внешнюю сторону поступков и достижений, но и внутренние состояния и процессы.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания — осознание себя во времени.

261

Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понима­ние своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рас­сказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характер­но, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

Пример.

Максим Д. (6 лет): Почему я такой сильный?

Взрослый: Наверное, потому, что ты в будущем станешь спорт­сменом.

Максим: Будущее, прошлое... А что такое будущее, прошлое?

Взрослый: Прошлое — это то, что было когда-то. А будущее — то, что будет.

Максим: А... понятно. Прошлое — это когда я был маленьким, ле­жал на лепесточке...

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вы­расти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во вре­мени, открытие для себя своих переживаний — все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу до­школьного возраста, обусловливая новый уровень осознания сво­его места в системе взаимоотношений со взрослым (т.е. теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

Важной составляющей самосознания является осознание сво­ей принадлежности к мужскому или женскому полу, т. е. половой идентичности. Первичное знание о ней обычно складывается к полутора годам. В два года малыш, хотя и знает свой пол, обосно­вать свою принадлежность к нему не может. К трем-четырем го­дам дети ясно различают пол окружающих и знают о своей поло­вой принадлежности, но часто связывают ее не только с опреде­ленными соматическими и поведенческими свойствами, но и со случайными внешними признаками, такими, как прическа, одеж­да, и допускают возможность изменения пола.

На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усво­ении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание на различия мужчин и женщин не только во внешности, одежде, но и в мане-

262

ре вести себя. Закладываются основы представлений о мужествен­ности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает не­обратимость своей половой принадлежности и строит свое пове­дение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте: