logo search
Урунтаева Г

§ 2. Развитие мышления в раннем детстве

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установле­ние связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предмет­ных действий, ведь малыш еще не умеет действовать в плане пред­ставлений. Предметная деятельность через освоение ребенком со­относящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отно­шений к их установлению. То есть возникает наглядно-действен­ное мышление. Освоение класса соотносящих действий предпола­гает умение анализировать признаки и сравнивать объекты по выделенному признаку.

Интенсивное развитие соотносящих действий происходит у ребенка в играх с дидактическими игрушками. Действия с такими игрушками всегда предполагают решение умственной задачи, когда нужно добиться результата. Если младенец просто нанизывает ко­лечки на штырь, то ребенок в раннем детстве собирает пирамид­ку в соответствии с величиной колец, стремясь получить правиль­ный результат. Способ его достижения взрослый фиксирует в со­знании малыша и учит его действовать не путем многочисленных проб, а примеривая части объектов друг к другу, что повышает качество решения задачи.

229

Пример. Протокол наблюдения за Оксаной Д. (2 года 2 мес.).

Воспитатель: Оксана, собери пирамидку (раскладывает кольца пе­ред девочкой).

Оксана берет самое большое кольцо, надевает на штырь, берет вто­рое по величине, прикладывает его к самому маленькому и надевает на штырь. Обращается к взрослому: «Вот как!» Выбирает самое большое из оставшихся колец и надевает на штырь, затем кольцо поменьше и самое маленькое. Закрепляет верхушку. Обращается к взрослому: «Все!»

Орудийные действия протекают на основе установления отно­шения «ребенок—орудие —цель» и предполагают воздействие на один предмет с помощью другого: достать палкой мячик из-под стола, сачком игрушку из таза с водой. Для орудийных действий характерно то, что ребенок должен проанализировать не только признаки или свойства предметов, но и условия, в которых реша­ется задача: мяч закатился так далеко, что короткой палкой его не достать, поэтому надо взять палку подлиннее.

Орудийные действия разнообразны. Орудиями могут выступать не только предметы, специально для этого предназначенные (лож­кой едят, ведром носят воду, с помощью формочек «пекут пи­рожки»), но и полифункциональные (палка). Встречаясь с про­блемой, например достать игрушку, ребенок начинает с того, что просто ориентируется в новой ситуации. Затем он пытается до­стать игрушку рукой. Через некоторое время внимание малыша направляется на орудие, находящееся рядом. Малыш манипули­рует с ним, обнаруживает возможность его целевого применения. Например, действуя с палочкой, он случайно задевает игрушку и приближает ее. Заметив полученный результат, он повторяет най­денный способ воздействия на предмет-цель. Решающим момен­том в овладении орудийным действием является переключение с цели на средство ее достижения. Меняется отношение малыша к орудию: ребенок узнает, что определенными действиями с по­мощью орудия можно вызвать желаемый результат. У ребенка появляются зачатки понимания причинно-следственной связи, состоящей в том, что действие, осуществляемое с помощью ору­дия, приводит к перемещению другого предмета. То есть с помо­щью одного предмета можно воздействовать на другой.

Уже в раннем детстве наглядно-действенное мышление харак­теризуется отвлеченностью и обобщенностью. Отвлеченность про­является в том, что в орудии ребенок выделяет без учета других только его главный признак, который позволяет использовать его соответствующим образом. Если малыш понял, что палкой можно доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции предметы: линейку, ручку, шваб­ру, карандаш. Обобщенность выступает тогда, когда ребенок ис­пользует одно и то же орудие для решения целого класса задач.

230

Например, копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину, а воду носит не только в ведерке, но и в чашке, формочке. Обобщение опыта деятельности и использование его при реше­нии новых практических задач формируют элементарную культу­ру мышления и подготавливают обобщение опыта в слове, что в итоге способствует развитию речевого мышления.

Накопление опыта практических предметных действий посте­пенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться желаемого результата. Он начинает действовать не на основе прак­тических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом; сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы до­стать коробку из-под шкафа. Такие действия говорят о том, что у ребенка появляется представление о результате, последователь­ности действий, необходимом для решения задачи орудии. А зна­чит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач.

В мышление ребенка достаточно рано включается речь. На вто­ром году жизни взрослый не только комментирует действия с орудием, но и фиксирует в сознании ребенка результат действия, ставит перед малышом проблемы. Все это придает мышлению из­вестную целенаправленность и организованность. Под влиянием речи взрослых малыш быстрее переходит от случайных проб к результативным действиям. Овладение ребенком собственной ак­тивной речью значительно перестраивает процесс его мышления. У малыша возникают первые вопросы, направленные на установ­ление скрытых связей и отношений, когда ребенок сталкивается с какими-то трудностями: почему машина не едет (сломалось ко­лесо), почему карандаши рассыпаются (коробка прохудилась). Вопросы свидетельствуют о том, что появляются некоторые пред­ставления о причинно-следственных связях. Более того, оформле­ние вопроса в речи перестраивает весь процесс решения задачи, потому что теперь действия, приобретая осмысленный, разум­ный характер, подчиняются цели. Последняя состоит в том, что­бы найти ответ на вопрос. Постановке вопроса помогает на пер­вых порах взрослый. Совместная постановка вопроса начинает предварять практическое решение задачи: «Что поломалось? Что мешает?» Таким образвм, мышление приобретает элементы пла­нируемое™ и критичности, которые получают дальнейшее раз­витие в дошкольном возрасте. Постановка вопросов говорит о том, что малыш чувствителен к противоречиям, которые связаны с его практической деятельностью: например, хочет прокатить ма­шину, а она не едет.

В возрасте одного—трех лет начинают складываться мыслитель­ные операции.

Формирование интеллектуальных операций в раннем детстве, как подчеркивал Д. Б. Эльконин, главным образом происходит при

231

овладении орудийными действиями, поскольку, во-первых, они более определенны и постоянны в отличие от других действий и, следовательно, легче выделяются и фиксируются. Во-вторых, в них гораздо ярче выражена связь орудия с предметами, на кото­рые направлено его действие, следовательно, они создают более благоприятные условия для ориентировки ребенка на эту связь. В процессе формирования предметных действий, в основном ору­дийных, ребенок выделяет в предметах наиболее общие и посто­янные признаки, на основе чего складываются обобщения.

Исследование Н.Х. Швачкина позволило сделать вывод о том, что быстрое абстрагирование от случайных признаков объектов происходит только в том случае, если дети применяют предметы как орудия в своей деятельности, одновременно усваивая их на­звания и назначение. Формирование предметных действий у ре­бенка заменяет значение употребляемых им слов, которое спо­собствует развитию обобщений в том случае, если слово, ранее служившее лишь именем предмета, выражает общее понятие о нем. Сначала предметы группируются детьми по наиболее ярким признакам, чаще всего по цвету. Ребенок еще не владеет предмет­ными действиями и производит наглядные обобщения. В дальней­шем на основе предметных действий малыш выделяет отдельные предметы, объединяя зрительные и осязательные признаки в еди­ный образ. При этом ребенок не отделяет основные, устойчивые признаки от вторичных, изменчивых. И лишь затем начинают формироваться общие понятия, когда ребенок выделяет из всех признаков сопоставимых предметов наиболее существенные и

постоянные.

Элементарные мыслительные операции — различение и срав­нение признаков: цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На треть­ем году жизни сравнение привлекает малыша, и, находя в пред­метах общее, он испытывает радость. Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребенок переходит к обобщениям, к пер­вым общим представлениям. Так, малыш понимает, что большими могут быть разные по внешнему виду предметы: мячи, куклы, кубики. На втором-третьем году жизни у ребенка складываются первые общие представления о форме, цвете и величине.

Таким образом, развитие первых мыслительных операций не­разрывно связано с освоением речи. К концу раннего детства воз­никает знаково-символическая функция сознания. Ребенок начи­нает осваивать операцию замещения, состоящую в том, что один предмет может быть использован как заместитель другого. Пред­посылками возникновения знаковой функции являются овладе­ние предметными действиями и последующее отделение действия от предмета. Если ребенок «ест» с помощью палочки — это уже не процесс приема пищи, а его обозначение. Когда действие начина-

232

ет выполняться с предметом, который ему не соответствует, или без предмета, оно теряет свое практическое значение и превра­щается в обозначение реального действия.

Особенности развития мышления в раннем детстве: