logo search
Урунтаева Г

§ 1. Развитие мышления в младенчестве

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, ко­торые непосредственно в восприятии не даны.

Мышление неразрывно связано с речью. Слово помогает на­звать признак или свойство объекта. В речи оформляется процесс рассуждения.

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с поста­новки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыс­лительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Анализ — это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Сравнение — установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими-либо при­знаками. Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Абстракция со­стоит в вычленении каких-либо сторон объекта при отвлечении от остальных.

Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или слова­ми, т.е. во внутреннем плане.

Предпосылки развития мышления складываются в манипули­ровании предметами к концу первого года жизни ребенка. Дей­ствия с предметами развиваются у младенца последовательно. Можно выделить: активное бодрствование, сенсорную активность, «преддействие», простое «результативное» действие, «соотнося­щее» и функциональное. Рассмотрим их подробно, с использова­нием данных С. Л. Новоселовой и М. Ю. Кистяковской.

Активное бодрствование наблюдается у малыша с 2 до 4,5 не­дели. В возрасте от 1 — 1,5 до 2,5 — 3 мес. наблюдается сенсорная активность: рассматривание, прислушивание. С 2,5 — 3 до 4 — 4,5 мес. появляется «преддействие». Ребенок ощупывает и осмат­ривает случайно задетый предмет, похлопывает его без зритель-

226

ного контроля. Ребенок выделяет единый предмет как комплекс принадлежащих ему свойств.

К 3 мес, если малышу систематически вкладывать в руки иг­рушки, он начинает их удерживать. А с 3—4 мес. он может не только удерживать игрушку, но приближать ее ко рту и захваты­вать ртом. Ребенок манипулирует с игрушкой, применяя по отно­шению к ней способы обследования, которые превращаются в ориентировочные действия. От зрительной ориентировки в свой­ствах предмета он переходит к практической ручной и осязатель­ной с помощью губ и языка.

Очень важным событием в развитии предметных действий вы­ступает развитие реакции хватания, которая дает возможность малышу манипулировать с предметом и в дальнейшем усваивать предметное действие.

Позднее, с 4 до 7 мес, появляется «простое» и «результатив­ное» действие. Младенец активно обнаруживает скрытые свойства объектов, он притягивает и рассматривает предметы, хватает и отбрасывает их, причем в определенное место, например на пол, чтобы услышать звук. Малыш размахивает погремушкой, чтобы вызвать звучание, раскачивает предмет с перекатыванием в нем другого, находит отверстие в предмете, стягивает один предмет с другого. Ребенок выделяет связи звучания с падением предмета, движения с притягиванием и отталкиванием. После 6 мес, на­капливая опыт действий с разнообразными предметами, ребенок начинает учитывать особенности формы, величины. Он действует так, чтобы получить результат, выявляющий специфические свой­ства предмета: резиновый шарик сжимается, погремушка грохо­чет, колокольчик звенит. После 6 мес. ребенок продолжает актив­но действовать с предметами. На первых порах в этих действиях преобладают неспецифические манипуляции. Малыш еще не учи­тывает особенности объектов, а исследует их одинаково: размахи­вает, стучит, трясет, пробует на вкус. Главные и второстепенные признаки для него оказываются слитыми. Но сам процесс мани­пулирования позволяет установить некоторые простейшие связи между предметами и их частями, т. е. действия выступают как спо­соб изучения объектов.

Манипулирование ведет к совершенствованию самих действий. А это совершенствование, в свою очередь, приводит к установле­нию новых связей и отношений. Накопление опыта манипулиро­вания влечет за собой установление простейших причинно-следст­венных связей. Ребенок замечает, что, если погремушку потряс­ти, она издает звук, если мячик толкнуть, он покатится. Малыш наблюдает, как с помощью одного предмета можно воздейство­вать на другой. Он видит, что между предметами можно устано­вить определенное соответствие, например: надеть колечко на штырь, закрыть крышкой коробочку. Установление этих связей

227

малышом приводит к тому, что он фиксирует в сознании резуль­тат своих действий и стремится его повторить. Поэтому он снова и снова трясет игрушку, чтобы услышать, как она звенит, выбра­сывает из кроватки игрушки, прислушиваясь к издаваемым ими звукам. Так ребенок начинает проникать в причины чувственно воспринимаемых признаков объектов.

Развитие «соотносящих» действий происходит у ребенка в воз­расте с 7 до 10 мес. Малыш соотносит предмет с определенным местом в пространстве, части с целым предметом. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает их на определенное место, придает предмету устойчивость, всовывает и нанизывает, пере­мещает предмет толчками в определенном направлении, оттал­кивает его для того, чтобы достать знакомый предмет, захлопыва­ет крышку, воспроизводит вращение предмета ударом по нему, воспроизводит звук специальным постукиванием с употреблени­ем орудия. Так он устанавливает связь предмета с определенным местом и предметов между собой на основании их формы и объе­ма, дифференцирует в предмете части и в связи с этим осваивает такие свойства, как разъединение и соединение, возможность предмета быть пустым и наполненным. Малыш открывает возмож­ность направить движение предмета в определенную сторону и установить различные пространственные соотношения (в, на, под, за, над). В возрасте 8 — 9 мес. ребенок уже производит действия в соответствии со свойствами предметов: катает шарики, открыва­ет и закрывает коробочки, накладывает кирпичики один на дру­гой. Сначала малыш знакомится со свойствами предметов в про­цессе выполнения действий, а затем по внешнему виду без оши­бок выбирает нужный предмет. Стремясь достигнуть желаемого результата, ребенок проявляет немалую сообразительность. Так, чтобы вынуть мелкий предмет из более крупного, он переворачи­вает коробку, а если не получается снять кольца, он переворачи­вает стержень и стряхивает их.

На следующем возрастном этапе — от 10— 11 мес. до 1 года 2 мес. — 1 года 3 мес. — у ребенка возникает функциональное дей­ствие, формирование которого выходит за пределы младенчества.

К концу года младенец не только действует с предметами, ко­торые находятся под руками, но может принести недостающий предмет. Малыш ищет именно тот предмет, который необходим ему для выполнения определенного действия.

К концу первого года жизни ребенок замечает не только пря­мой, но и косвенный результат своих действий. Теперь малыш переносит знакомый способ с предметов, с помощью которых ему этот способ показали, на всевозможные другие (например, катает в коляске не только куклу, но и машину, зайку). Малыш перемещает или изменяет предмет, чтобы вызвать появление скры­тых свойств, приводит два предмета во взаимное соответствие,

228

получает знакомые изменения на новых предметах или не пря­мой, а косвенный результат.

Таким образом, манипулирование с предметами на протяже­нии первого года жизни качественно изменяется: ребенок пере­ходит от общей ориентировки в окружающем к ориентировке в свойствах объектов. На этой основе формируются сначала действия, отражающие специфику предмета, например игрушки, а позднее — действия с предметами, совершаемые с практической или игро­вой целью. Открытие связей в предметах, получение результата вызывают у младенца яркие положительные эмоции.

Особенности развития мышления в младенческом возрасте: