logo search
Урунтаева Г

§ 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка

Одна из функций профессиональной педагогической деятель­ности воспитателя детского сада — гностическая. Эта функция предполагает, что воспитатель умеет распознавать и учитывать ин­дивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, это важно для обеспечения индивидуального подхода педагога к де­тям. Необходимость индивидуального подхода в воспитании не­однократно подчеркивалась педагогами и психологами (Е.А. Аркин, М.Я. Басов, Я. И. Ковальчук, В. А. Сухомлинский, А. П. Усова и др.). Основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, он приобретает особую значимость для осуществления личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми. Такой подход предполагает, что воспитатель владеет уме­ниями наблюдать, фиксировать, анализировать, сопоставлять пси­хологические факты. Воспитатель детского сада наблюдает за ре­бенком достаточно долго, в течение нескольких лет. Изо дня в день он выполняет вместе с ребенком все бытовые процессы, орга­низует его деятельность, читает ему книжки, выводит на прогул­ки. Постепенно он накапливает знания о ходе психического раз­вития малыша. То есть, воспитывая и обучая ребенка, педагог одновременно и изучает его, причем такое изучение включено в контекст воспитательно-образовательной работы и неотделимо от нее. Организуя пересказ сказки, воспитатель одновременно ис­следует уровень развития связной речи, а рассматривая вместе с детьми их рисунки, выявляет элементы творчества. Именно о та­кой организации работы воспитателя детского сада говорил М.Я. Басов: «Не может быть такого положения, что сначала толь­ко исследование, а потом только педагогическая работа. Весь смысл и важность вопроса заключается в том, что исследование должно целиком входить в педагогическую работу, а последняя — в пер­вое, сливаясь в одно органическое целое».

Цель психологического исследования воспитателя отличается своей практической направленностью. Воспитатель не формули­рует психологические законы, не выделяет механизмы психичес­кого развития, а прослеживает их проявление в каждом конк­ретном случае у своих воспитанников. Таким образом, смысл изу­чения детей воспитателем детского сада состоит в том, чтобы понять причины их поведения, заметить их склонности и создать

39

условия для их развития, правильно подобрать методы и приемы воздействия на малышей и проверить их эффективность, вовре­мя заметить отклонения в ходе психического развития, его не­достатки, спроектировать дальнейшее психологическое развитие воспитанников, учитывая их настоящее, прошлое и будущее. А в итоге воспитатель сможет помочь ребенку реализовать его воз­можности, обеспечить нормальный ход психического развития малыша и формирование у него образований, позволяющих пе­рейти на новую возрастную ступень, обеспечить становление его индивидуальности. Таким образом, особая исследовательская ус­тановка педагога является основой и условием педагогического творчества и педагогического процесса, которые идут к цели крат­чайшим путем с наименьшей затратой сил при наибольших ре­зультатах.

Для воспитателя очень важно:

во-первых, иметь четкое представление о центральных линиях психического развития ребенка в дошкольном детстве, таких, как развитие личности, становление видов деятельности и познава­тельных процессов, направления, закономерности, динамика, взаимосвязи, центральные новообразования (например, в разви­тии мышления речь идет о его формах, а также мыслительных операциях);

во-вторых, видеть взаимосвязи в развитии всех центральных линий и свойств психики. (Так, речь выступает средством умствен­ной деятельности и общения; внимание является условием ус­пешного протекания практической и умственной деятельности и т.п.);

в-третьих, представлять преемственность в развитии психики детей раннего и дошкольного возраста, чтобы ставить те или иные воспитательные задачи, связанные с развитием произвольного поведения, свойств внимания или мыслительных операций.

Вопросы и задания

  1. Каковы основные методологические принципы применительно к исследованиям в детской психологии?

  2. Какими методами пользуется детская психология? Сравните их ос­новные преимущества и недостатки.

  3. Дайте характеристику метода наблюдения в детской психологии.

  4. Дайте характеристику метода эксперимента в детской психологии. В чем состоит различие между наблюдением и экспериментом?

  5. Охарактеризуйте основные виды наблюдения и эксперимента в дет­ской психологии.

  6. Опишите своеобразие и возможности метода беседы и анализа про­дуктов деятельности в детской психологии.

  7. Какими методами изучения детей может пользоваться воспитатель детского сада? В чем состоит специфика изучения детей воспитателем?

40

Литература

Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми // Избр. психол. произв. — М., 1975.

Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка // Дошкольное воспитание. — 1977. — № 5.

Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагности­ческой работы в дошкольном образовательном учреждении / под ред. Е.А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной. — Ростов н/Д, 2004.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, 1997.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психоло­гии.— М., 1998.

Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. — Ростов н/Д, 2004.

Элъконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического разви­тия детей // Избр. психол. труды. — М., 1989.