logo search
Урунтаева Г

§ 1. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту

На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал ог­ромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоя­тельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельно­сти, обладающего чувством собственного достоинства, пережи­вающего богатый спектр эмоциональных процессов — от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. Ребенок освоил мир предметов. Перед ним «открылись» социальные взаимоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в процессе моделирования соци­альной действительности в разных видах деятельности. К шести годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, соб­ственных индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Данные преобразования в психике ребен­ка приводят к смене главных противоречий психического разви­тия. На первое место выдвигается несоответствие между старым, «дошкольным» образом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его. К семи годам меняется социальная ситуа­ция развития, характеризующая переход к младшему школьному возрасту.

Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрени общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельност (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Специфическ «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привле­кательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником.

Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение к взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа определя­ет переход к новым образу жизни, положению в обществе, усло­виям деятельности и общения.

В окружение ребенка входит новый взрослый — учитель. Вос­питатель выполнял материнские функции, обеспечивая все про­цессы жизнедеятельности воспитанников. Отношения с ним были непосредственные, доверительные и интимные. Дошкольнику

340

прощались шалости и капризы. Взрослые даже если и сердились, то скоро забывали об этом, стоило малышу сказать: «Я больше не буду». Оценивая деятельность дошкольника, взрослые чаще обра­щали внимание на положительные стороны. А если что-то у него не получалось, то поощряли за старание. С воспитателем можно было спорить, доказывать свою правоту, настаивать на своем мне­нии, нередко апеллируя к мнению родителей: «А мне мама сказала!»

Учитель в деятельности ребенка занимает иное место. Это, прежде всего, социальное лицо, представитель общества, которому оно доверило давать ребенку знания и оценивать успехи в учебе. Поэто­му учитель является максимально авторитетным для ребенка чело­веком. Школьник принимает его точку зрения и нередко заявляет сверстникам и родителям: «А нам учительница в школе сказала...»

Кроме того, оценка, которую дает в школе учитель, не выра­жает его субъективное личное отношение, а показывает объек­тивную меру значимости знаний ученика и выполнения им учеб­ных заданий.

Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с кол­лективным характером обучения. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответ­ственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критери­ем в оценке сверстниками друг друга и определяют положение ребенка в классе.

В детском саду обучение чаще всего ведется в игровой форме. Например, в гости к детям «приходит» зайка и просит нарисовать ему домик, «появляется» Незнайка и загадывает загадки. Дошколь­ник имеет возможность действовать под влиянием собственных интересов и склонностей, выбирая особо привлекательный вид деятельности. В школе учебная деятельность обязательна для всех детей, она подчиняется строгому регламенту, жестким правилам, которые ребенок обязательно должен соблюдать.

В связи с переходом в школу меняется и отношение взрослых к ребенку. Ему предоставляется большая, чем дошкольнику, само­стоятельность: он должен сам распределять время, следить за вы­полнением режима дня, не забывать о своих обязанностях, вовре­мя и качественно делать домашние задания.

Таким образом, учение является новой, серьезной, общественно значимой деятельностью, олицетворяя собой серьезный, соци­ально важный и, следовательно, более взрослый образ жизни.