logo search
Урунтаева Г

§ 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве

Трудовая деятельность человека направлена на изменение, пре­образование окружающего мира, на создание общественно по­лезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте. Мотивы труда имеют общественный характер. Эта дея­тельность осуществляется с помощью особых предметов — ору­дий труда. Поэтому успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность труда обеспе­чивается постановкой его цели, планированием последователь­ности действий. В процессе труда человек регулирует и контроли­рует его ход, сличая полученный результат с предполагаемым, прилагает волевые усилия, преодолевая трудности для достиже­ния намеченного.

Трудовая деятельность предъявляет особые требования к целе­направленному наблюдению, творческому воображению, мыш­лению человека. Поскольку труд чаще всего имеет коллективный характер, необходимо уметь согласовывать свои действия с дей­ствиями других участников, добиваясь достижения общей цели.

В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. А результат его труда малыш ощущает на са­мом себе: мама сварила обед — хорошо вкусно поесть; постирала белье — приятно надеть чистое платье. Ребенка привлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, чтобы ему позволили мыть посуду, стирать платочки. Подчеркнем, что смысл трудовых действий, их назначение еще не всегда понятны ребенку. А эмо­циональное желание действовать вместе со взрослым выражено гораздо сильнее, чем объективная полезность результата. Качест­во труда малыша зачастую остается низким. Главное состоит в том, что ребенок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудолюбия и уважения к любо­му труду взрослых.

Первые трудовые умения малыша формируются благодаря воз­никновению устойчивого интереса к миру предметов и желания

78

действовать с ними. Орудийность является главной характеристи­кой труда.

Поэтому освоение орудийных действий — важнейшая предпо­сылка становления трудовой деятельности. Подчеркнем, что ма­лыша привлекает процесс использования орудия. Как правило, он не выделяет результата своих усилий и поэтому часто не дово­дит начатое дело до конца. Установка на качество результата у него отсутствует. Цель оперирования с орудиями труда скрыта в самих действиях: не подмести пол, а мести его; не вымыть посу­ду, а мыть ее.

Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребен­ка наблюдается важное изменение. Начинает складываться новооб­разование, названное М.И.Лисиной «гордостью за достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Действия с оруди­ями труда помогают ребенку реализовать себя и проявить все возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого возни­кает возможность ориентировать малыша на получение качествен­ного результата и помочь ему понять общественную значимость труда: подмел пол, помог маме, поэтому она рада. Подчеркивая смысл и результат простейших трудовых действий, уже в раннем детстве можно сформировать у ребенка удовлетворение от того, что порадовал другого. Именно в ориентации собственных дей­ствий и их результата на другого человека находится предпосылка становления общественных мотивов труда.

К концу раннего детства малыш начинает осознавать результа­тивность трудовых действий. Отделение действий от предмета и себя от своих действий (в связи с употреблением собственного имени) позволяет малышу уяснить способы употребления орудий и конечный результат своих действий. Установление связи между действием и его результатом позволяет предположить будущий результат. Представление о нем начинает руководить действием, появляются предпосылки планирования и контроля.

В освоении орудийных действий большое значение имеет раз­витие речи. Сначала речь фиксирует трудовое действие и его ре­зультат: «Подмел, помыл». А к концу третьего года жизни ребенок с помощью речи начинает предварять свое действие: «Буду под­метать. Буду мыть». Наряду с результативными действиями, смысл которых заключается в преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий, предполагающих создание чего-то нового. Такие действия выполняются только в совместном со взрослым труде, например когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятельно получить новый продукт ребенок еще не может.

Таким образом, источник трудовой деятельности ребенка на­ходится в потребности жить со взрослым общей жизнью, выпол-

79

нять совместную с ним общую деятельность, действовать, как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием само­сознания, личности.

Предпосылки трудовой деятельности: