logo search
Урунтаева Г

§ 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производи­тельного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получе­нию объективно значимого продукта, зато имеет огромное значе­ние для психического развития самого ребенка.

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельно­сти общий источник — потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрос­лых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания ус­ловности игровых действий.

В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приво­дят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бывает в ран­нем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если пору­чение, данное ребенку, непосильно для него и он не понимает, что от него требуют, или не знает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность. Шестилетние дети осознают различия игры и труда (как показали Я. Л. Коломинский, Л. В.Финькевич). В игре они выделяют игрушки или предметы-за­местители, выполняемые роли. В трудовой деятельности дошколь­ники подчеркивают использование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель труда («Чтобы чисто было, порядок надо навести»), его общественно полезную направленность. Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия, а труд — как важная работа.

80

На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определен­ных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры. Например, изготовление игрушки-самоделки вклю­чается в режиссерскую игру. В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрос­лых, сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры (по данным Я.З.Неверович) наиболее благоприятна для развер­тывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца. Такая ситуация эффективна для формирования положительного отношения к хо­зяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процес­сам, например уборке снега с веранды. Следует отметить, что преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формируют представление о профессиях, ведут к тому, что складываются первые профессиональные пред­почтения, намечаются профессиональные интересы.

По данным исследования, проведенного А. Н. Белоус, старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий. Здесь проявляются половые различия. Мальчики знают больше наименований про­фессий, связанных с вождением различных видов транспорта, сельскохозяйственных машин, а также строительством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), и, конечно, военные (летчик, танкист, ракетчик) специально­сти. Девочки больше, чем мальчики, знают о профессиях воспи­тателя, учителя, врача, медсестры, парикмахера, музыкального работника, продавца.

Самым сложным для дошкольников является осознание целей труда взрослых. Его общественную значимость они легче выделя­ют в деятельности конкретных людей, профессии которых им зна­комы. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда («Повар чистит овощи, режет их, варит щи, жарит котлеты, следит, что­бы не подгорели») и выделить качества, необходимые людям раз­ных специальностей («Капитан должен быть смелым и мужествен­ным»). Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждой профессии, что образно сфор­мулировал С. Михалков в стихотворении «А что у вас?»: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» — в связи с накоплением

81

собственного опыта участия в труде для других. Так, старшие до­школьники могут сами определить значимость своего труда для других («для мамы», «для младших») и цели своей привычной работы (дежурство, уборка кукольного уголка и т.п.).

У малыша складывается уважительное отношение к труду взрос­лых. Заметим, что знания о труде взрослых выступают как цент­ральное звено представлений о социальной действительности (В.И.Логинова).

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонен­тов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.

Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. В три —четыре года мо­тив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию. Нередко в труд переносятся игровые мотивы: ког­да ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы. На протяжении всего дошкольного возраста действенным остается мотив поощ­рения и порицания. Если малыш объясняет смысл труда так: «Чтобы мама не ругала», «Чтобы мама похвалила», «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают», значит, взрослый за­нял неадекватную позицию в трудовом воспитании. Об ошибках в трудовом воспитании говорят и мотивы, связанные с выполне­нием требований взрослого: «Тружусь, потому что мама сказала». Подчеркнем, что указанные две группы мотивов быстро приобре­тают устойчивый характер. Ссылка на них свидетельствует о том, что ребенок не понимает смысла труда, а в конечном счете у него не формируется потребность трудиться. Общественные мотивы труда («Помогаю маме») появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»). Ребенок переходит от того, что интересно самому, к тому, что нужно другим. Для формирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл тру­да взрослых. Таким образом, именно в дошкольном возрасте скла­дываются наиболее благоприятные условия для становления об­щественных мотивов в трудовой деятельности.

Труд требует от ребенка умения принимать от взрослого и са­мостоятельно ставить цель деятельности. Причем чем младше дети, тем больше их цели определяются удовлетворением собственных потребностей. Подчинить свои действия поставленной цели ребе­нок двух-четырех лет может только в том случае, если эта цель им чувственно воспринимается, а задание понятно. Часто трех-четы-рехлетние дети отказываются убирать игрушки именно потому, 82

что не представляют себе четко, что же от них требуется. В такой ситуации необходимо пояснение: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке». Постепенно с накоплением опыта трудовой деятельности задание может формулироваться более обоб­щенно: «Наведи порядок в игрушечном уголке».

Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на ос­нове сформированных представлений о результатах тех или иных действий. Они уверенно действуют под влиянием словесной инст­рукции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опи­рающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений.

Еще до начала трудовой деятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы достижения цели. То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, что значительно повышает качество работы.

Пример. Протокол беседы с Настей Е. (6 лет). Настя Е. надевает фартук.

Воспитатель: Что ты будешь делать?

Настя: Другим кушать давать.

Воспитатель: Как ты будешь это делать?

Настя: Ну, буду всем другим стол накрывать. (Обращается к Жене.) Женя, я буду тарелки носить.

Воспитатель: С чего ты начнешь свою работу?

Настя: Сначала блюдца раздам, потом чашки, потом вилки и лож­ки (сопровождает речь жестами).

Воспитатель: Чем ты закончишь свою работу?

Настя: Тарелки поставлю.

Воспитатель: Настя, что ты будешь делать, если тебе понадобит­ся помощь?

Настя (задумывается): Кого-нибудь позову.

Воспитатель: Кого ты попросишь помочь, если у тебя не полу­чится?

Настя: Женю, Катю, Свету, Олю, Лену.

Воспитатель: Когда ты будешь проверять свою работу?

Настя: А зачем проверять?

Воспитатель: А вдруг ты кому-нибудь забудешь поставить тарелку?

Настя: Ну, я, когда все раздам, посмотрю везде.

Воспитатель: Что ты будешь делать, если заметишь, что сделала работу неправильно?

Настя: А я сделаю все правильно.

Старшие дошкольники могут уже планировать не только соб­ственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятель­ность, что проявляется в определении плана работы, нахождении

83

общего мнения по поводу способов достижения цели, понима­нии взаимной ответственности за достижение цели. Сформирован-ность навыков коллективного планирования способствует возник­новению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осущест­вления самостоятельного плана, повышению чувства ответствен­ности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности. Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети трех-четы-рех лет ошибок в своей работе не замечают, считают ее хорошей независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В пять —семь лет дошкольни­ки стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэто­му они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

На протяжении дошкольного возраста усложняются осваивае­мые детьми трудовые действия — от навыков самообслуживания до навыков ручного труда, ухода за животными и растениями. По­степенно они становятся более точными, быстрыми и координи­рованными. Однако ограниченность возможностей ребенка, осо­бенности его психического развития приводят к тому, что трудо­вые задания он обычно выполняет долго, не всегда качественно (ломается веник, бьются тарелки). Поэтому так важно давать ре­бенку посильные задания, научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда. Критерием оценки трудовой дея­тельности малыша должно выступать не только достижение ре­зультата как такового, но главным образом его качество. Вспомним слова А. С. Макаренко: «Качество труда должно иметь самое реша­ющее значение: высокого качества надо требовать всегда, требовать серьезно. Конечно, ребенок еще неопытен, часто он физически не способен выполнить работу во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которое для него совершенно посильно, которое доступно и его силам, и его пониманию».

Именно качество результата выражает отношение ребенка к другим людям, проявляемое в труде. Взрослый стремится, чтобы у малыша складывалось бережное отношение к результатам не только своего труда, но и других людей. Если он знает, как трудно по­мыть пол или посуду, скольких усилий это требует, то постарает­ся не пачкать пол, аккуратно обращаться с посудой. И тогда каче­ство трудовой деятельности становится основным критерием в оценке действий своих и сверстников: чисто вымыл стульчики, значит, хорошо потрудился.

Расширение взаимодействия ребенка-дошкольника с окружа­ющим, возрастание его физических и психических возможностей 84

приводят к расширению сферы применения трудовых действий и появлению новых видов труда. Самый первый из них — труд по самообслуживанию ребенок осваивает в раннем детстве. Выпол­нение этого вида труда направлено на самого себя (и совершение изменений в самом себе): причесался, вымыл руки. Постепенно направленность на себя сменяется направленностью на другого, и тогда на основе самообслуживания возникает бытовой труд, где объектом преобразования становятся предметы, включенные в бытовые процессы: посуда, одежда, обувь. В хозяйственно-быто­вом труде важную роль играют его внешние атрибуты: фартук, пылесос, веник, щетка и т.д. Именно они и привлекают малыша. Результат хозяйственно-бытового труда становится интересным для дошкольника, если взрослый формирует у ребенка потреб­ность поддерживать порядок, эстетически привлекательно орга­низовать свой быт, постоянно указывает на важность и значи­мость такого труда для других людей и тем самым формирует его общественные мотивы. Следует подчеркнуть два вида направлен­ности этого вида труда. Во-первых, направленность на организа­цию собственной бытовой деятельности: почистил одежду, чтобы она не портилась; приятно, когда выглядишь аккуратно; расста­вил красиво столовые приборы, чтобы было приятно обедать. Во-вторых, направленность на облегчение труда другого человека: помог маме постирать белье, чтобы она меньше устала.

Труд ребенка в природе направлен на растения и животных — объекты, которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определенной мере от него зависит. Малыш видит, что если забыл полить цветок, то он засох; если не напоил щенка, он страдает от жажды. Поэтому труд в природе формирует ответствен­ность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положитель­ные эмоции. Активно взаимодействуя с природой, дошкольник ощущает свою причастность к ней.

Поскольку ручной труд требует сложных орудийных действий (умения пользоваться иглой, молотком, лобзиком и пр.), до­школьники осваивают его примерно с пяти лет. Своеобразие ручно­го труда состоит в том, что он приобретает собственно продуктив­ный характер. Ребенок создает замысел, воплощает его и получает новый продукт в виде вышивки, поделки. Мотивы этого труда разнообразны: игровые (сделать атрибуты для игры); обществен­ные (порадовать малышей, сделать приятное маме); эстетические (создать что-то красивое, украсить свой быт). Поэтому в ручном труде складывается позиция ребенка — позиция созидателя.

Можно сделать вывод, что в основе освоения дошкольником разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции, обус­ловленные усложнением его компонентов. Первая связана с воз­растанием самостоятельности ребенка в пределах сформирован-

85

ных у него умений. Вместе с тем дошкольник все больше и больше включается в совместную со взрослым жизнь, выполняя вместе с ним обычные повседневные обязанности.

Усложнение проявлений самостоятельности связано с услож­нением форм организации трудовой деятельности. Рассмотрим эти формы, описанные Д. В. Сергеевой. Генетически первой и наибо­лее приемлемой из них для детей раннего и младшего дошкольно­го возраста выступает совместный со взрослым труд. Взрослый не только учит ребенка трудовым умениям, но постоянно контроли­рует процесс труда, показывает последовательность действий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь с полученным результатом.

Следующая форма — поручение — характеризуется тем, что взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выде­ляет конечный результат и способы его достижения. Но поруче­ние малыш может выполнить только в том случае, если трудовое действие ему хорошо знакомо.

Пример. Протокол беседы с Женей А. (4 года 1 мес.).

Воспитатель (обращаясь к Жене): Ты дежурный. Что нужно прежде всего сделать?

Женя: А что, я сегодня один буду дежурить?

Воспитатель: Пока один. Смотри, кто из детей сегодня в группе, и раскладывай посуду.

Женя (раскладывает блюдца и вилки. Задумался): Елена Александ­ровна, кто здесь сидит?

Воспитатель: Здесь сидят Саша, Сережа и Руслан. Четвертое мес­то свободно.

Женя (убирает лишнее блюдце. Раскладывает блюдца на третьем столе, обращаясь к воспитателю): А Даши нет сегодня? Воспитатель: Поставь блюдце, Даша придет.

Женя ставит блюдце и уходит к играющим детям.

Воспитатель: Женя, посмотри, ты еще не все сделал. Женя (подходит к столам): А, вилки!

Раскладывает вилки и уходит играть.

Обязанность как форма организации труда дошкольника воз­можна в случае, если он понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержание этой формы труда первоначально определяет взрослый. А затем ребе­нок сам выбирает условия, средства и пути достижения результа­та, организует и контролирует процесс труда. Данная форма труда возможна в дошкольном возрасте лишь в постоянно повторяю­щихся трудовых процессах и в привычных условиях.

Наиболее высокий уровень самостоятельности проявляют до­школьники в труде по собственной инициативе. Ребенок не только 86

организует собственный труд, но и замечает, когда необходимо потрудиться. Подчеркнем, что на протяжении всего дошкольного возраста совместный труд со взрослым, протекая как сотрудниче­ство, остается привлекательным для ребенка.

В дошкольном возрасте складывается совместный труд со сверст­никами. Сначала взаимоотношения в труде возникают на основе общего места или предмета труда, например когда дети моют стуль­чики. Это пока еще не совместная деятельность, так как одни дети активно действуют, а другие им пассивно подражают. Возникнове­ние направленности на организацию общей деятельности побуж­дает детей сообщать друг другу о своих намерениях, мотивах и целях. Дошкольники оценивают свою работу, но безотносительно к ее результату. Готовый результат обсуждается ими только с точки зрения количества или принадлежности исполнителя: «Это я вы­мыл». Старшие дошкольники начинают руководствоваться прави­лами организации совместного труда. Они уточняют общую цель, раскрывают ее содержание, связывают с ней задачи определенных участников, договариваются о плане действий, распределяют обя­занности, помогают сверстникам в процессе достижения цели, усту­пают часть материала в интересах дела. Дети стремятся к качествен­ному результату, осознают его ценность и важность общего труда.

Пример. Протокол наблюдения за хозяйственно-бытовым трудом.

Воспитатель: Вова, иди сюда! (Вова 5лет 4мес. подходит.) Давай ты будешь помогать ребятам мыть кирпичики.

Вова кивает головой, берет у воспитателя фартук, идет в умывальную комнату вместе с Лешей (5 лет 6 мес), приносит тазик с водой. Мальчи­ки ставят таз на пол. Вова садится на ковер рядом с Петей (5 лет 4 мес), берет тряпку, опускает ее в таз с водой, отжимает, опять опускает в таз, намыливает, отжимает, берет кирпич и протирает его.

Петя: Давай ты будешь мыть, а я протирать.

Вова (поднимает голову): Ага! (Протягивает тот же кирпич, кладет его на пол.)

Петя берет этот кирпич и протирает его.

Вова: Петька! Я же этот вымыл уже!

Петя: Ну, я еще раз. Я же-только протру, чтобы лучше было (проти­рает кирпич).

Вова: Ну, ладно (берет другой кирпич, протирает его).

Петя (кладет кирпич на пол): Эти уже, наверное, высохли (подкиды­вает). Давай в шкаф складывать (обращаясь к Вове).

Вова (дотрагивается до кирпичей): Вот эти высохли (показывает).

Мальчики встают, берут кирпичи и относят в шкаф.

Вова (подходит к воспитателю): Светлана Сергеевна, мы вымыли!

Воспитатель: Молодцы!

87

Старшие дошкольники могут достигать такого высокого уров­ня организации совместного труда, когда он регулируется сами­ми детьми. Среди участников работы выделяется организатор, с которым все остальные считаются: обращаются с вопросами, под­чиняются требованиям. Организатор распределяет материал, дает оценку результата труда, указывает на ошибки и небрежность в работе, служит посредником между детьми и взрослым в тех слу­чаях, когда требуется вмешательство педагога. Эту роль берут на себя дети инициативные, обладающие коммуникативными и орга­низаторскими навыками, хорошо освоившие техническую и мо-тивационную сторону трудовой деятельности.

Выбор партнеров для совместного труда осуществляется не толь­ко на основе симпатий, но и с учетом наличия у сверстника тру­довых навыков и умений, качественного и аккуратного выполне­ния им трудовых действий, а также положительной оценки свойств личности сверстника самим ребенком и позитивной оценки взрос­лыми его умений и личностных качеств.

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок хочет тру­диться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная за­дача взрослых — это организовать деятельность так, чтобы ребе­нок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

«Радость труда — могучая воспитательная сила», — писал В. А. Сухомлинский. Положительное отношение к труду, которое лежит в основе трудолюбия, возникает, если родители и педагоги поддерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятель­ность. Но этого недостаточно. Чтобы малыш полюбил труд, он должен уметь трудиться, т.е. владеть техническими умениями и навыками, понимать общественную значимость труда, его важ­ность для других людей. Стремление и желание трудиться стано­вится устойчивым, когда малыш усвоил правила, помогающие ему организовать собственную работу. Трудолюбие, формируемое у дошкольника, — важнейшее личностное качество. Если правильно организовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать малыша в трудовую деятельность, в старшем дошколь­ном возрасте складывается привычка к регулярному труду, по­требность трудиться. Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положи­тельные эмоции, понимает общественную значимость результа­тов труда. Он охотно помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого че­ловека. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходят им на помощь.

Дети сочувственно относятся к огорчениям товарищей, заме­чают, когда требуется помощь, и оказывают ее.

88

Особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:

Вопросы и задания

  1. Какие трудовые умения и навыки осваивает ребенок в раннем дет­стве?

  2. Проследите взаимосвязи в развитии трудовой и предметной дея­тельности в раннем детстве.

  3. Какова специфика трудовой деятельности дошкольника? Какие ком­поненты труда он осваивает?

  4. Опишите особенности представлений детей о труде взрослых.

  5. Охарактеризуйте взаимосвязи игровой и трудовой деятельности до­школьника.

  6. Какие виды и формы трудовой деятельности осваивает дошколь­ник?

  7. Что дает трудовая деятельность для психического развития?

Литература

Вольцис К. О воспитании целенаправленности у детей в процессе со­вместного труда//Дошкольное воспитание. — 1972. — № 1.

Крулехт М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. — СПб., 1995.

Логинова В., Мшпорина Л. Формирование представления о труде взрос­лых//Дошкольное воспитание. — 1970. — № 10.

Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М., 1991.

Неверович Я. 3. Начальные формы трудовой деятельности у детей до­школьного возраста // Психология личности и деятельности дошкольни­ка / под ред. А. В. Запорожца и Д. Б.Эльконина. — М., 1965.

Психология совместного труда детей / под ред. Я. Л. Коломинского. — Минск, 1987.

Сенько Т. Шестилетки: труд и признание в группе // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 7.

Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе тру­довой деятельности. — М., 1987.