logo search
С

8.3. Современная возрастная периодизация личности.

Периодизация возрастного развития личности по Д.Б. Эльконину (Таблица 3)

Возрастной период

Ведущая деятельность

На что направляется познавательная деятельность

Какая сфера психики преимущественно развивается

Новообразования возраста

1

2

3

4

5

Младенческий (от рождения до 1 года)

Непосредст-венно-эмо-циональное общение

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивацион-ная)

Потребность в общении. Эмоциональные отношения

Раннее детство (1-3 года)

Предметно-манипулятивная деятельность

На познание предмета

Познавательные

процессы

Речь и наглядно-действенное мышление

Дошкольный возраст (3-6 лет)

Ролевая игра

На познание отношений

Личностная (потребностно-мотивацион-ная)

Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности

Младший школьный возраст (6-11  лет)

Учение

На познание начал наук

Интеллекту-ально-познава-тельная

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия

Подростковый возраст (11-15 лет)

Интимно-личностное общение в процессе обучения организационной трудовой деятельности

На познание системы отношений в разных ситуациях

Личностная (потребностно-мотивационная)

Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни

Старший школьный возраст (15-17 лет)

Учебно-профессиональная деятельность

На познание профессий

Познавательная

Мировоззрение, профессиональные интересы

8.4. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Процесс воспитания ребенка можно считать эффективным тогда, когда у него появится потребность в самовоспитании - в сознательной, планомерной работе человека над собой. Самовоспитание возникает тогда, когда ребенок подготовлен к нему, когда он начинает сознавать себя личностью, задумываться над своим будущим, проявлять известную самостоятельность в практической жизни. Наиболее благоприятные условия для самовоспитания создаются в детском воспитательном коллективе, когда ребенок научается корректировать свое поведение в соответствии с его требованиями.

Самовоспитание может осуществляться ребенком в различных сферах его развития - нравственного, физического, эмоционально-волевого, эстетического и интеллектуального. Содержание и направленность самовоспитания зависят от ряда обстоятельств: от особенностей жизненного уклада, от идеалов школьника, от осознания тех объективных и субъективных трудностей, с какими он сталкивается.

Самовоспитание – важная сторона воспитания, которая реализуется как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения

Сознательное и целеустремленное самовоспитание начинается обычно в подростковом возрасте. Подростки обладают значительным опытом самостоятельной деятельности. У них появляются навыки самоконтроля и самоанализа. Они пытаются разобраться в своих поступках, стремятся быть похожими на взрослых. У них формируются основы характера, вырабатываются устойчивые привычки поведения.

Чем старше школьники, тем лучше они понимают, что самовоспитание начинается, прежде всего, с самокритической оценки их поступков, с осознания недостатков и путей их преодоления. Юноши и девушки обычно стремятся добиться наиболее ощутимых результатов в укреплении своей роли, в самодисциплине, в физическом развитии. У них, как известно, наиболее интенсивно идет процесс обогащения знаниями, формирования на их основе мировоззрения. Поэтому самовоспитание в юношеские годы сочетается с самообразованием, с самостоятельным приобретением и расширением знаний о природе, обществе и человеке. В старших классах учащиеся приучаются критически оценивать свои поступки. Они проявляют обычно инициативу и самостоятельность в нравственном самосовершенствовании. Их повседневное поведение легче поставить под контроль собственного сознания и выработать у них внутреннюю потребность, привычку к совершению положительных поступков, к самовоспитанию. У них больше, по сравнению с подростками, развита способность анализировать и критически оценивать свои поступки и действия.

Роль самовоспитания в системе факторов, формирующих личность, очень велика. Оно выполняет весьма важные функции, и охватывает различные сферы формирования личности. Самовоспитание выступает, прежде всего, в форме нравственного и интеллектуального совершенствования личности. Значительное место занимает физическое, эмоционально-волевое самовоспитание, эстетическое совершенствование.

Чем выше уровень духовного, нравственного развития людей, тем больше следят они за собой, тем тщательнее контролируют свое поведение. Результаты самовоспитания проверяются в первую очередь практикой жизни, отношением к своим обязанностям, к окружающим людям.

Следовательно, самовоспитание – это сознательная, планомерная, систематическая работа над собой в целях приобретения или совершенствования качеств, необходимых в жизни, в трудовой деятельности. Оно помогает знание и опыт других людей превратить в собственный опыт. Формирование личности осуществляется под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, идущих не только от воспитателей, но и от нее самой. Эффективность воспитания зависит, в конечном счете, от самих воспитанников, от их желания и умения воспитываться, формировать нужные качества.

Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

К методам и формам самовоспитания относятся самооценка, самовушение, самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом в достижении поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным и хорошим, быть лучше.