logo search
С

9.3. Этапы и движущие силы педагогического процесса

Педагогический процесс имеет цикличный характер, то есть в нем можно обнаружить одни и те же этапы, определяющие последовательность развития самого процесса.

Выделяются следующие этапы педагогического процесса:

На подготовительном этапе создаются необходимые условия для осуществления педагогического процесса в соответствии с заданными целями. На этом этапе решаются вопросы целеполагания, диагностики условий, прогнозирования достижений, трансформации общей цели, заданной в системе образования, в конкретные задачи, которые возможно решить в существующих условиях. Иными словами, идет расшифровка общей цели соответственно данной школе, классу.

На этом этапе проводится диагностическая процедура, направленная на выяснение условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Собирается необходимая информация о возможностях педагогов, учеников, об уровне их развития, предшествующей подготовке. Задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением диагностики (изучение возможностей детей) и на основе этого проектировать ближние и дальние перспективы в учебно-воспитательном процессе. За диагностикой следует прогнозирование хода и результата педагогического процесса. Этот этап завершает проект организации процесса – план работы. Это итоговый документ подготовительного процесса.

Второй этап осуществления педагогического процесса – это основной этап. Это взаимодействие педагогов и учеников, использование форм, методов, средств взаимодействия субъектов педагогического процесса, создание условий для эффективного взаимодействия, стимулирование процесса воспитания. Важное место при этом отводится оперативному педагогическому контролю. Обратная связь служит оперативной мерой для качественного управления процессом, его эффективности. Оперативная обратная связь необходима для коррекции педагогического процесса-

Третий этап завершает цикл педагогического процесса посредством анализа достигнутых результатов. Чтобы не повторять ошибок и использовать все ценное, что достигнуто в деятельности учащихся.

Условием любого развития и движения – является разрешение противоречий, которые возникают внутри самой системы и при ее взаимодействии с внешней средой. Противоречия, возникающие между компонентами педагогического процесса, условно можно разделить на внешние и внутренние (Таблица 4).