§ 2. Развитие внимания в младенчестве
Первые реакции на раздражители у ребенка наблюдаются сразу после рождения. Он вздрагивает при резком звуке, отворачивается от слишком яркого света. Уже на первом месяце жизни у малыша проявляется ориентировочный рефлекс «что такое?». Если у животных такой рефлекс выполняет только биологическую функцию, то ребенку он дает возможность выделять предметы, их признаки на основе познавательного отношения к ним.
Элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал.
На 2 —3-й неделе жизни у младенца можно заметить слуховое сосредоточение при громком звуке, когда малыш замолкает и прекращает движения.
На 3 —4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое при его разговоре с малышом. Новорожденный, конечно, не понимает, что ему говорят, но прислушивается. Тем самым создаются предпосылки для перехода к активному бодрствованию
В конце первого месяца жизни ребенок ориентируется на новые достаточно сильные раздражители, например задерживает взгляд на необычном предмете.
Наиболее значимым раздражителем для младенца становится взрослый.
Так, ребенок в возрасте 2 — 3 мес. длительно сосредоточивается на лице матери, а затем на предметах, которые включены в контекст общения с ней. Следует подчеркнуть, что на протяжении всего младенчества наиболее выраженное сосредоточение вызывают раздражители, которые включены в общение и совместную со взрослым деятельность.
Дальнейшее развитие внимания связано с освоением хватания, которое дает возможность удерживать предметы и манипулировать с ними. После 6 мес. рефлекс «что такое?» преобразуется в рефлекс «что с этим можно делать?». Теперь ребенок фиксирует не только предмет, но его признаки, а также действия с ним. Это ведет к бурному развитию ориентировочно-исследовательской деятельности, зарождению способности познавать окружающий мир.
В конце первого года жизни на основе манипулирования с предметами возникает распределение внимания, когда ребенок действует одновременно с двумя предметами; совершенствуется переключение, например малыш складывает шарики в коробочку, перенося фокус внимания с одного шарика на другой; увеличивается объем внимания.
155
Особенности развития внимания в младенчестве:
первоначально выступает как реакция сосредоточения;
сосредоточение обесгечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;
сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему;
появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Из истории детской психологии
- § 2. Основные закономерности психического развития
- § 3. Движущие силы и условия психического развития
- § 4. Возрастная периодизация психического развития
- Глава 2
- § 1. Принципы изучения психики ребенка
- § 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка
- Глава 3
- § 1. Особенности психического развития в раннем возрасте
- § 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни
- Основные рефлексы новорожденного
- § 3. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет
- § 4. Психическое развитие ребенка от трех до семи лет
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве
- § 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве
- § 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 5
- § 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве
- § 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 6
- § 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
- § 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
- § 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника
- § 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
- Глава 7
- § 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
- § 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 8
- § 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми
- § 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя
- § 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками
- Раздел III
- Глава 9
- § 1. Функции и виды внимания
- § 2. Развитие внимания в младенчестве
- § 3. Развитие внимания в раннем детстве
- § 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте
- § 5. Руководство развитием внимания
- Глава 10 развитие речи
- § 1. Развитие речи в младенчестве
- § 2. Развитие речи в раннем детстве
- § 3. Развитие речи в дошкольном возрасте
- Глава 11
- § 1. Сенсорное развитие в младенчестве
- § 2. Сенсорное развитие в раннем детстве
- § 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 12 развитие памяти
- § 1. Развитие памяти в младенчестве
- § 2. Развитие памяти в раннем детстве
- § 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием памяти
- Глава 13
- § 1. Развитие воображения в раннем детстве
- § 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте
- § 3. Руководство развитием воображения
- Глава 14
- § 1. Развитие мышления в младенчестве
- § 2. Развитие мышления в раннем детстве
- § 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием мышления
- Раздел IV
- Глава 15
- § 1. Развитие самосознания в младенчестве
- § 2. Развитие самосознания в раннем детстве
- § 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием самосознания
- Глава 16 развитие воли
- § 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте
- § 2. Руководство развитием воли
- Глава 17
- § 1. Эмоциональное развитие в младенчестве
- § 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве
- § 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
- § 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины
- Глава 18
- § 1. Нравственное развитие в младенчестве
- § 2. Нравственное развитие в раннем детстве
- § 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 19
- § 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни
- § 2. Характеристика детей
- § 3. Учет свойств темперамента
- Глава 20
- § 1. Развитие способностей дошкольника
- § 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте
- Глава 21
- § 1. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
- § 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе