logo search
Урунтаева Г

§ 2. Развитие внимания в младенчестве

Первые реакции на раздражители у ребенка наблюдаются сра­зу после рождения. Он вздрагивает при резком звуке, отворачива­ется от слишком яркого света. Уже на первом месяце жизни у малыша проявляется ориентировочный рефлекс «что такое?». Если у животных такой рефлекс выполняет только биологическую функ­цию, то ребенку он дает возможность выделять предметы, их при­знаки на основе познавательного отношения к ним.

Элементарным проявлением внимания выступает реакция со­средоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализа­тор так, чтобы лучше воспринять сигнал.

На 2 —3-й неделе жизни у младенца можно заметить слуховое сосредоточение при громком звуке, когда малыш замолкает и пре­кращает движения.

На 3 —4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточе­ние на лице взрослого и слуховое при его разговоре с малышом. Новорожденный, конечно, не понимает, что ему говорят, но при­слушивается. Тем самым создаются предпосылки для перехода к активному бодрствованию

В конце первого месяца жизни ребенок ориентируется на но­вые достаточно сильные раздражители, например задерживает взгляд на необычном предмете.

Наиболее значимым раздражителем для младенца становится взрослый.

Так, ребенок в возрасте 2 — 3 мес. длительно сосредоточивается на лице матери, а затем на предметах, которые включены в кон­текст общения с ней. Следует подчеркнуть, что на протяжении всего младенчества наиболее выраженное сосредоточение вызы­вают раздражители, которые включены в общение и совместную со взрослым деятельность.

Дальнейшее развитие внимания связано с освоением хватания, которое дает возможность удерживать предметы и манипулировать с ними. После 6 мес. рефлекс «что такое?» преобразуется в реф­лекс «что с этим можно делать?». Теперь ребенок фиксирует не только предмет, но его признаки, а также действия с ним. Это ведет к бурному развитию ориентировочно-исследовательской деятельности, зарождению способности познавать окружающий мир.

В конце первого года жизни на основе манипулирования с пред­метами возникает распределение внимания, когда ребенок дей­ствует одновременно с двумя предметами; совершенствуется пе­реключение, например малыш складывает шарики в коробочку, перенося фокус внимания с одного шарика на другой; увеличи­вается объем внимания.

155

Особенности развития внимания в младенчестве: