logo search
Урунтаева Г

§ 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Детское конструирование означает процесс сооружения постро­ек, в которых предусматриваются взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организа­цию пространства, установление взаимного расположения элемен­тов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост — таким,

5 Урунтаева 129

чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основ­ные элементы и функции реального сооружения. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является уме­ние наделять постройки определенным содержанием (Е.В.Зво-рыгина). Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, вы­сокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)» — и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия. В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные сто­роны конструктивной деятельности: конструирование-изображе­ние и строительство для игры (А. Н.Давид чу к).

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, ча­сто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результа­ту, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближает­ся с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее со­здании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое. А детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к опреде­ленному сооружению. Не включая всех элементов, постройка на­поминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предме­тов. Она дает возможность установить структуру объекта и его ча­стей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слиш­ком узкое основание, рушится.

Аналитико-синтетическая деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зритель­ное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства пред­метов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равно­весие, протяженность и др.).

Начиная строить, ребенок сталкивается с устойчивостью од­них деталей независимо от их положения и других только в опре­деленном положении. Он убеждается, что прочность постройки зависит от сочетания в ней деталей. Ребенок замечает, что в соот-

130

ветствии со свойствами деталей их следует использовать в разных частях постройки: фундамент домика делать из кубиков и кирпи­чиков, а перекрытия — из пластин. Ребенок научается опреде­лять, из каких деталей состоит постройка и как они расположены относительно друг друга.

Основной принцип обследования предметов как в рисовании, так и в конструировании состоит в переходе от анализа основ­ных, крупных частей и их взаимоотношений к анализу более мел­ких частей. В соответствии с этим принципом общий порядок об­следования предмета включает следующие этапы: 1) определение общей объемной их формы; 2) выделение основных частей объекта и определение их формы; 3) установление пространственного вза­иморасположения выделенных частей; 4) выделение в каждой ча­сти составляющих ее деталей.

Для успешности конструирования необходимы сформирован-ность у детей обобщенных представлений о конструируемых объек­тах (домики, трамвайчики, мосты и пр.), а также обобщенные гибкие умения их конструировать. Например, такие общие части мостов, как опоры, проезжая часть, перила и т.д., в зависимости от практического использования моста (пешеходный, транспорт­ный, железнодорожный и т.п.) могут существенно отличаться друг от друга по форме, расположению, размерам.

Техника строительства включает общие и специфические уме­ния и навыки. Общие навыки дети применяют по отношению к разному содержанию конструирования, а специфические — для сооружения только отдельных предметов. К общим навыкам отно­сятся те, с помощью которых ребенок располагает постройку в пространстве в длину, ширину, высоту, ставит материал в раз­ном пространственном положении, замыкает пространство, дела­ет перекрытия. Для каждого строительного материала характерны свои технические приемы. Так, в работе с металлическим конст­руктором общим техническим приемом является соединение де­талей с помощью ключа, винта и гайки, а с пластиком — соеди­нение деталей через выступы и углубления.

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во .многом определяется умением дошколь­ника планировать и контролировать его ход.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В три—четыре года ребенок не только называет предме­ты, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В четыре — пять лет он достаточно хорошо различает основные ча­сти по величине и форме, устанавливает их расположение отно­сительно друг друга. Старший дошкольник может провести само­стоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он

131

находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного ана­лиза. В шесть —семь лет ребенок анализирует конструкцию пред­мета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавли­вает функциональное назначение каждой из них, определяет со­ответствие формы, величины, местоположение частей и учиты­вает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы построй­ка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности высту­пают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости соору­жаемой постройке.

Выделяют три вида конструирования: конструирование по об­разцу, по условиям и по замыслу.

В конструировании по образцу ребенок должен уметь обследовать образец, выделять в нем детали и определять последовательность их сборки. Анализ образца усложняется в зависимости от его ха­рактера. Взрослый, собирая на глазах у ребенка образец, указыва­ет на основные детали и последовательность их сборки. В расчле­ненном образце в отличие от нерасчлененного выделены его ос­новные части. Реальный предмет ребенок может рассматривать со всех сторон, а в рисунке или фотографии за плоскостным изобра­жением должен увидеть трехмерную конструкцию.

В конструировании по условиям детям задают не образец, а лишь условия, которым должна отвечать постройка, и при этом под­черкивают прежде всего ее практическое назначение (для пеше­ходов и транспорта возвести мост определенной длины через реку). Условия конструирования направляют и дисциплинируют деятель­ность ребенка, создают основу для проявления творчества. Они требуют от ребенка сравнения однородных построек, выделения в них общего и различного по длине, высоте, ширине («Построй такой же домик, но высокий», «Построй такой же мост, но длин­ный», «Построй домик для этой матрешки»).

Конструирование по замыслу требует от ребенка еще большей самостоятельности и творчества, умения ставить перед собой цель и искать способы ее достижения, опираясь на обобщенные пред­ставления о конструируемом объекте. Этот вид конструирования наиболее тесно связан с игрой, поскольку для предстоящей игры дети начинают строить мебель, дом или корабль. В процессе кон-

132

струирования дети объединяются, совместно обсуждают его цели и ход, корректируют полученные результаты.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном воз­расте:

Вопросы и задания

  1. Какие предпосылки продуктивных видов деятельности складыва­ются в раннем детстве?

  2. Проследите развитие рисования в дошкольном возрасте.

  3. Как развивается содержание детского рисунка?

  4. Какие средства выразительности осваивает дошкольник?

  5. Какие стороны и виды конструктивной деятельности развиваются в дошкольном детстве?

  6. Какова роль изобразительной и конструктивной деятельности в пси­хическом развитии?

Литература

Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М., 1976.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обуче­ние и творчество. — М., 1990.

Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н.Ле­онтьева, А. В. Запорожца. — М., 1995.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. — М., 1987.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения соци­ального опыта. — М, 1981.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование (2 — 7 лет). — М., 1999.

Парамонова Л. А., Ударовсйих Г. А. Роль конструктивных задач в формиро­вании умственной активности детей (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 7.

Полуянов Ю.А. Дети рисуют. — М., 1988.