5. Проблемы педагогического общения. Педагогический такт
Педагогическое общение - это важная сторона труда учителя, создающая атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее педагога, ученики которого знают все правила, законы, но при этом они очень сильно перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение представляется более важным по сравнению с педагогической технологией. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:
-
взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
-
взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
-
мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
-
взаимодействие и организация совместной деятельности;
-
разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
-
взаимная удовлетворенность участников общения.
Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения, как по задачам и средствам, так и по результату. Взаимодействие учителя с учащимися представляет собой один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (говоря иначе от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися).
Рассмотрим стили педагогического руководства, которые непосредственно характеризуют педагогическое общение. За основу можно принять типологию, которая содержит пять часто встречающихся у учителей стилей руководства учащимися.
При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
Следующим является авторитарный стиль педагогического руководства. Этому стилю руководства свойственны основные черты автократического. Основное отличие заключается в том, здесь учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, которые их затрагивают. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии с имеющимися у него установками.
При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение все же формулирует учитель.
При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением своих обязанностей и указаний администрации.
Непоследовательный стиль руководства характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или своего собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.
Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как часто возникают у него конфликты с учащимися и т.д. Складывающиеся взаимоотношения учителя с учащимися зависят также и от того, насколько педагог учитывает возрастные особенности школьников, в частности свойственное подросткам и юношам стремление к взрослости. Уважение воспитателем личности школьника является обязательным психологическим условием возникновения доверительных взаимоотношений учащихся с учителями.
Педагогический такт в широком смысле слова - это профессиональное качество учителя, с помощью которого он в каждом конкретном случае применяет к учащимся наиболее эффективный в данных обстоятельствах способ воспитательного влияния (по И.В. Страхову). Каждый педагогический способ воздействия, каждое замечание, которое делается учащимся, должны поднимать авторитет учителя или хотя бы не подрывать его. Педагогический такт - это творчество, умственная деятельность, особенное умение. Тактичный учитель не только владеет большим арсеналом различных педагогических способов, но и умело, разумно ими пользуется. Его отношения с учениками построены на доверии и взаимном уважении.
В применении тактичных воспитательных воздействий существенное значение имеют научная основа такта, общая культура и педагогическая образованность учителя, знание психологии учащихся, педагогический опыт, а также элементы искусства в педагогической технике. Мера педагогической целесообразности имеет сложное нравственно-педагогическое содержание, она пронизана глубоким психологизмом, что связано с морально-психологическим обликом учителя и многими сторонами его личности. В такте проявляется высокоморальное, гуманное отношение учителя к учащимся. Его не следует понимать как один из методов воспитания или обучения. Он сопряжен с применением всех методов и приемов учебно-воспитательной работы. Нарушение такта снижает учебно-воспитательные возможности.
И.В. Страхов утверждает, что по своей психолого-педагогической характеристике педагогический такт представляет собой сложное явление. Отдельные его свойства взаимодействуют, и на этой основе возникает педагогически целесообразная его структура. (см. рис. 2.3).
В структуре педагогического такта существенное значение имеет единство делового и психологического контакта учителя с учащимися. Деловой контакт определяется содержанием и формой общения, созданием рабочей атмосферы на уроке. Деловое общение учителя с учащимися импонирует им, тем самым учитель легко привлекает к себе школьников. Учитель должен уметь развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность и творческое начало в учебной деятельности. Он должен проявлять к каждому из учеников отзывчивость и заботливость при сохранении необходимой требовательности, что предполагает развитие у педагога наблюдательности за учебным процессом, поведением и работой учеников на уроках. Особенно важно в этом отношении, чтобы представление учителя о каждом ученике правильно отображало изменения, происходящие в развитии его личности под влиянием обучения и воспитания.
Рис. 2.3. Структура педагогического такта (по И.В. Страхову)
Развитию интеллектуальных компонентов психологического контакта учителя с учениками помогают многие приемы педагогических воздействий: умение учителя убедительно доказывать излагаемые положения, вовлекая в этот процесс самих учащихся, умение вызвать в сознании учащихся соответствующие наглядные образы памяти и воображения, позволяющие с живостью представить изучаемые явления.
Очень велика роль эмоциональности преподавания: психическое состояние увлеченности, эмоционального подъема и воодушевления; речевые средства увлекательности преподавания; образность и эмоциональность речи учителя; умение тактично держаться перед учащимися - скромно, естественно, просто, с достоинством. Структурными компонентами педагогического такта являются также спокойная уверенность, уравновешенность в общении учителя с учащимися. Это выражается в соблюдении выдержки и самообладания, что облегчает процесс воздействия и способствует устойчивости такта, не допускает каких-либо «психологических срывов» в общении.
В структуре педагогического такта существенными компонентами являются также доверие учителя к учащимся, создание в процессе обучения обстановки доброжелательности в проведении всех видов учебной работы в сочетании с систематически проводимой проверкой усвоения учащимися знаний, умений и навыков.
Все структурные компоненты такта необходимо формировать в их глубоком внутреннем единстве, в широте их проявлений во всех видах учебно-воспитательной работы учителя, и в согласовании тактичных воздействий всех учителей, работающих в каждом классе, что создает ансамбль такта, коллективность его проявлений.
И.В. Страхов исследовал индивидуальные особенности проявления педагогического такта у многих учителей и в рамках общих его свойств выявил индивидуальные различия на основе различий в психологических предпосылках.
1. Индивидуальные особенности интеллектуальной основы педагогического такта. Таковы индивидуальные различия учителей. Тонкости наблюдательности, ее познавательная углубленность влияют на педагогическую эффективность такта, а также индивидуальные различия образов памяти, воображения и осмысление учителем способов воспитательного влияния на учеников.
2. Индивидуальные различия речевой культуры учителя. Речевые средства воздействия должны быть подчинены решаемой педагогической задаче, отбор и применение этих средств необходимо соотнести с особенностями личности школьника, его подготовкой и данным психическим состоянием. Бывает, что учитель прекрасно знает правила и нормы литературного языка, неплохо выбирает слова, но слушать его очень тяжело, причем не из-за технических помех, которые от него не зависят (посторонние шумы, другие отвлекающие факторы), а из-за субъективных причин. Он порождает их сам. Разрушается хорошо подготовленная речь, эффект общения не достигается.
3. Различия в характерологической основе. Особенности педагогического такта зависят также от многосторонности развития волевых и эмоциональных свойств характера и различий в состояниях учителя на уроках. Например, различия в состояниях волевой уравновешенности, умения регулировать свое эмоциональное состояние и др. Затрудняют и усложняют развитие педагогического такта психические состояния неуравновешенности и слабость выдержки в таких формах как проявление нетерпеливости, неустойчивость управления учителем своим психическим состоянием и формами обращения и, особенно, возникновение «психологических срывов» в обращении. Менее негативное влияние на педагогический такт оказывает состояние выдержки в её сухой односторонне-рассудочной форме, лишенной элемента непосредственности.
4. Типологические особенности темперамента учителя. Темперамент выражается в эмоционально-динамических особенностях поведения, для него характерна та или иная степень эмоциональной возбудимости, общей подвижности, быстроты реагирования на внешние воздействия, динамика психических процессов и состояний, их выразительность.
Темперамент накладывает отпечаток на процесс общения людей и психологические особенности такта в обращении. При уравновешенности нервных процессов тактичность формируется относительно легче, чем при преобладании процессов возбуждения. В психологическом плане уравновешенность, общительность, эмоциональная живость и выразительность речевого процесса являются благоприятными предпосылками формирования такта. Преобладание же повышенной возбудимости, раздражительность, несдержанность, слабость общительности, невыразительность речи и чрезмерная замедленность реагирования осложняют процесс формирования такта. Педагогический такт может быть воспитан на основе каждого темперамента, но пути и средства его формирования будут неодинаковы, так же как и конкретная психологическая характеристика педагогического такта.
Необходимо также учитывать, что форма такта должна быть приурочена к индивидуальным особенностям темперамента учащихся. Тактичные воспитательные влияния помогают формировать и упрочивать в каждом типе темперамента школьников его сильные стороны и преодолевать слабые. При этом необходимо учитывать сложившиеся типологические особенности в структуре характера.
5. Индивидуальные различия проявляются в уровне развития педагогического такта. Высокий уровень выражается в глубине воспитательного влияния на личность и коллектив школьников. Знание ступеней развития педагогического такта будет способствовать решению вопроса о формировании высокого уровня его развития. Линии развития педагогического такта многообразны. Происходят значительные изменения в психолого-педагогической характеристике такта: расширяются и углубляются в своем воспитательном значении психологические предпосылки такта (интеллектуально-речевые и характерологические); развиваются основные его компоненты и психолого-педагогическая структура такта; расширяется сфера его практического применения; углубляются учебно-воспитательные функции такта и более многообразны становятся конкретные формы его проявления, совершенствуется педагогическая техника тактичных воспитательных воздействий.
Относительно элементарные формы такта перерастают в высшие его формы, возрастает значение творческого начала, более тонкого приурочения такта к различным психолого-педагогическим ситуациям в процессе воспитания детей разного возраста; такт становится более устойчивым, он формируется как интеллектуально-волевое умение, перерастающее в нравственную привычку в общении учителя с учащимися; определяются индивидуально-типологические особенности такта учителей.
6. Значительные индивидуальные различия такта выражаются в его творческом характере. Открытие учителем новых оригинальных педагогически совершенных методов и приемов воспитательного воздействия, установление с учащимися глубокого взаимопонимания, овладение разнообразными способами обращения, составляющими педагогическую технику такта - все это существенно отличает такт учителя от однообразия и трафаретности приемов воспитательного воздействия и сопряженных с ним отклонений от основных критериев такта.
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии 5
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя 21
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта 37
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе 58
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника 83
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл 97
- Глава 7. Психология учения 123
- Глава 8. Психология обучения 153
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе 167
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе 194
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах 203
- Введение
- Глава 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- 3.Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- 1.Предмет педагогической психологии
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- История развития педагогической психологии в России и за рубежом (по и.А. Зимней)
- 3. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии
- 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Психология педагогической деятельности и личности учителя
- 5. Стиль педагогического руководства. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности
- Структура педагогической деятельности
- 2.Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса
- 4.Психологические требования к личности учителя
- 5. Проблемы педагогического общения. Педагогический такт
- 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 7. Психологические особенности педагогического коллектива
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3: Социально-психологические аспекты педагогического конфликта
- 1. Общая характеристика понятия конфликт
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа конфликта
- 1. Общая характеристика понятия «конфликт»
- 2. Понятийная схема социально-психологического анализа педагогического конфликта
- Основные стадии конфликта
- 3. Конфликты в младшем школьном возрасте
- 4. Конфликтные ситуации в подростковом возрасте
- 5. Конфликтные ситуации в работе со старшими школьниками
- 6. Конфликтные ситуации в вузе
- 7. Социально-психологические проблемы педагогического конфликта
- Стили поведения в конфликтной ситуации
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе
- 1.Основы деятельности психологической службы в школе
- 2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и коллектива школьного класса
- 3.Программа изучения личности школьника
- 4.Программа изучения коллектива школьного класса
- Типовые характеристики групп разного уровня развития (этапы развития группы по пути к коллективу)2 Первый этап (уровень).
- Второй этап (уровень)
- Третий этап
- 5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы
- 6. Психологические основы анализа урока
- Примерная схема психолого-педагогического анализа урока
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Психология воспитания личности школьника
- Понятие воспитания. Цели воспитания
- Воспитание
- 2. Средства и методы воспитания
- 3. Основные социальные институты воспитания
- Психологические теории воспитания
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Управление воспитанием личности ребенка и его психологический смысл
- 1.Психологические условия формирования свойств личности
- 3.Проблема управления воспитанием личности
- 4.Показатели и критерии воспитанности школьников
- Психологические критерии и уровни воспитанности
- 5. Психологические механизмы формирования личности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Психология учения
- 5.Мотивация учения (учебной деятельности)
- 1.Понятие о психологии учения
- 2.Струтура учебной деятельности
- Структура учебной деятельности
- 3. Понятие о научении
- 4. Психологические теории учения Культурно-историческая теория л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте
- Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина
- 1. Этап мотивации
- 2. Этап усвоения ориентировочной основы действия
- 3. Этап усвоения действия в материализованной форме
- 4. Этап выполнения действия в громкой речи
- 5. Этап выполнения действий в речи «про себя»
- 6. Этап выполнения действия в умственной форме
- Теория содержательного обобщения в обучении в.В. Давыдова
- Проблемное обучение
- 5.Мотивация учения
- 6.Влияние учения на формирование личности школьника
- 7.Психологические факторы, определяющие успехи или неудачи в учении
- 8. Психолого-педагогические основы индивидуализации и дифференциации обучения
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Психология обучения
- 1. Понятие об обучении. Взаимосвязь и взаимодействие обучения и развития
- 2. Содержание обучения и психическое развитие
- 3. Обратная связь в обучении
- 4. Обучаемость и уровень развития ребенка
- 5. Психологические аспекты оптимизации обучения
- 6. Психологическая характеристика форм передачи знаний
- 7. Условия эффективности учебной деятельности школьников
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Управление развитием познавательных процессов в учебно-воспитательной работе
- 1. Психология педагогического воздействия (на уроке)
- Познавательные психические процессы
- 2. Управление вниманием учащихся на уроке
- Актуализация основных видов внимания в учебной деятельности
- 3. Управление восприятием учащихся
- 4. Возможности управления памятью. Мнемотехника
- 5. Управление мыслительной деятельностью учащихся
- 6. Управление эмоционально-волевой сферой учащихся на уроке
- 7. Развитие воображения в учебной деятельности
- Глава 10. Психологические аспекты использования наглядности, технических средств обучения и компьютеров в учебно-воспитательном процессе
- История развития технических средств обучения
- Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- 1. История развития технических средств обучения
- Основные этапы развития тсо
- 2. Влияние распространения средств массовой коммуникации на развитие личности
- 3. Психологические проблемы использования компьютеров в учебном процессе
- Основные типы компьютерных обучающих программ
- Глава 11. Психологические основы обучения детей на различных возрастных этапах
- 1.Психологические особенности обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- 1.Организация обучения детей в младшем школьном возрасте
- 2.Психологические основы учебной деятельности подростка
- 3.Старшеклассник как учащийся, учебная деятельность старшеклассника
- 4.Профессионализация трудовых умений и навыков
- Словарь основных терминов и понятий
- Литература