§ 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его к взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок преимущественно осваивает сферу нравственных норм, принятых в человеческом обществе. Моделирование взаимоотношений между людьми в сюжетно-ролевой игре предполагает объединение детей, в котором они в целях успешного осуществления совместной деятельности контактируют на основе нравственных норм. В отношениях по поводу игры у детей преимущественно формируется реальный уровень выполнения нравственных норм.
Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, т. е. когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением,
307
ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например: внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Моральные суждения детей одним из первых исследовал Ж. Пиаже. Рассуждая на моральные темы, дети дошкольного возраста высказывали уверенность в том, что нормы создаются взрослыми, поэтому им следует подчиняться и нельзя изменить, а в случае нарушения обязательно последует наказание. Дошкольники стоят на позиции нравственного реализма, считая, что правила поведения абсолютны. Так, они судят и оценивают поступки и действия не по их мотивам, а по последствиям. По их мнению, ребенок, нарочно разбивший одну чашку, когда без разрешения брал из буфета варенье, заслуживает наказания ровно в 15 раз более легкого, чем ребенок, случайно разбивший 15 чашек. Примерно к восьми годам дети приходят к нравственному релятивизму, к пониманию относительности правил и их необходимости для взаимодействия между людьми.
Последователь Ж. Пиаже Л. Кольберг изучал, как люди размышляют над моральными дилеммами, не имеющими на самом деле «правильного» решения, поскольку любое подразумевает нежелательные последствия. В самой известной дилемме говорится о Хейн-це и его умирающей жене. Когда фармацевт, разработавший новое лекарство, запросил за него слишком большую цену и отказался продать в долг, Хейнц взломал аптеку и украл лекарство. Л. Кольберг считал, что в моральном развитии человек проходит в неизменном порядке три уровня, каждый из которых включает две стадии.
На первом уровне — доконвенциональном — находятся дети примерно до десяти — одиннадцати лет. В моральных оценках они исходят из последствий действия. На первой стадии они уверены, что следовать норме нужно для того, чтобы избежать наказания. На второй — что следовать норме нужно для того, чтобы получить поощрение и чтобы в будущем к ним относились так же хорошо, как они поступили. Для второго уровня — уровня конвенциональной морали — характерно принятие моральных решений в соответствии с социальными нормами, т. е. ожиданиями других людей. Поведение согласно установленным нормам рассчитано на то, чтобы избежать неодобрения со стороны других людей и соответствовать положительным образцам (третья стадия). На четвертой стадии важно следовать правилам и социальным нормам в целях поддержания общественного порядка.
308
На третьем уровне постковенциональной морали моральные решения основываются на личных нравственных нормах и принципах. Понимая относительность норм, люди руководствуются общепринятыми принципами общественного благополучия, основанными на уважении других людей и самоуважении (пятая стадия) либо на абстрактных принципах, как справедливость, сострадание, равенство (шестая стадия).
По мнению Ж. Пиаже и Л. Кольберга, нравственное развитие детей связано с когнитивным, с развитием децентрации, способности понимать и принимать точку зрения другого человека. Роль реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками не рассматривалась.
Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок раскрывает внутренний нравственный смысл поступков, объясняет, почему норму необходимо соблюдать. В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут», «Надо делиться игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст». В пять—семь лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.
Пример. Рассуждения дошкольников на нравственные темы.
Вадим Ш. (5 лет 9 мес): Нельзя врать и сваливать на других. А то могли бы подумать на Лену. И ее наказали бы. А она не виновата.
Света С. (6 лет): Маленьким надо помогать, а не обижать. Они слабее.
Вероника А. (6 лет): Игрушками надо делиться с друзьями. Им же тоже хочется поиграть. А то никто дружить не будет.
Так, для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и др.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.
Пример. На вопрос «Кого можно назвать добрым?» Лена Г. (6 лет 2 мес.) ответила: «Добрый — это тот, кто никого не обижает, кто делится игрушками. Я тоже вчера со Светой игрушкой поделилась».
309
Если дошкольник наглядно видит последствия соблюдения или нарушения нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Чем конкретнее норма, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается (табл. 6).
Неслучайно одним из самых отрицательных качеств у дошкольника считается жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет. Если игрушка недоступна, то ребенок переживает сильные отрицательные эмоции. Ребенок не только знает и понимает норму, но и относит ее к определенной категории: «хорошо» или «плохо». Он стремится дать ей оценку. В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Исследования А. В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности нравственных представлений. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А ко всем, кто препятствует осуществлению замыслов этих героев, относятся резко отрицательно. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной иден-
Таблица 6
Возрастные изменения отрицательного отношения детей к моральным недостаткам (по данным Р. X. Шакурова)
Качества, оцениваемые отрицательно | 2 — 3 года, % | 3—4 года, % | 4 — 5 лет, % |
Непослушный Грязнуля Не помогает Обманывает Жадный Недобрый Лентяй Неаккуратный Трус | 90 65 60 45 45 45 35 25 35 | 100 100 80 95 95 80 80 65 50 | 100 100 100 100 100 90 100 95 70 |
310
тификации, внутреннее действие в воображаемом плане, когда ребенок активно переживает события, в которых не участвовал и тем самым понимает мотивы поступков героев, дифференцирует свое эмоциональное отношение и моральную оценку. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Например, волк — носитель отрицательных качеств, а заяц — положительных.
Дети трех-четырех лет не осознают критерии своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший». Они уже могут дать правильную моральную оценку персонажу сказки, основанную не на понимании ее сюжета, а на переносе своего положительного или отрицательного отношения на конкретные поступки героя. Эмоциональное отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрасте около четырех лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою: например, ребенок говорит, что медведь поступил плохо, потому что раздавил теремок, но медведи ему нравятся. В четыре-пять лет формируются моральные понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После четырех лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.
Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В дошкольном возрасте у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник учится соотносить свое поведение не только с конкретным.взрослым, но и с обобщенным представлением. Взрослый помогает ребенку овладеть нравственными соотносящими действиями, способностью к моральной оценке своих поступков. Предварительно в беседе с ребенком выясняется, что Буратино он считает хорошим, добрым, справедливым, а Ка-рабаса — жадным и несправедливым. Ребенка просят распределить игрушки, а затем оценить результаты этого распределения, сравнить себя с полярными этическими эталонами Буратино или Карабаса. Ребенку оказывается мучительно трудно осознать, что он поступил, как Карабас, когда взял себе больше игрушек, чем
311
отдал товарищу. Но противоречие между представлением о себе как о хорошем и отнесение своего поступка к эмоционально негативной отрицательной модели поведения способствует стремлению соответствовать положительной модели. И тогда дети начинают отдавать сверстникам столько же игрушек, сколько и себе, а иногда и больше (С.Г.Якобсон).
У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
Пример. Сказка, придуманная Максимом Д. (5 лет 9 мес): «Жил-был злой король. Он не любил нищих и всегда их убивал. Но вот однажды появился русский рыцарь и сказал королю: "Что прикажете?" — "Убей всех нищих". А русский богатырь сказал: "Я добрый и не убиваю нищих". — "Ах, так! Давай драться". И король выбил из рук богатыря саблю. "Пусть я умру, но я не буду убивать". Король хотел размахнуться, чтобы ему отрубить голову. Но все-все нищие стали его колоть саблями. И король умер. И сказал русский богатырь: "Спасибо, что вы пришли на помощь". И вдруг один нищий скатился в воду. И он бросился за ним. Видит, подводное царство. Видит, одна корона лежит. И стал ее вытаскивать. Но вдруг появился огромный человек с хвостом: "Чего ты мою корону трогаешь? А то я тебя убью трезубцем".
Русский богатырь сказал: "Ты не наказывай меня, а привези в свое царство. Напои, накорми". — "Ладно", — сказал морской царь. Накормил, напоил его. Богатырь сказал: "Найди мне жену". А царь ответил: "Хорошо. Есть у меня три дочери. Выбирай, которую тебе надо". — "Мне — которая с голубыми глазами. И зовут ее Анастасия". Превратил ее царь морской в девушку. Вместо хвоста у нее появились ноги: "Это твой жених". — "До свиданья, папочка. Буду тебя очень ждать". И они поженились».
В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на
окружающих.
Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Усвоив норму, ребенок прежде всего начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение нравственных норм у сверстника, чем у себя. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появле-
312
нию особых высказываний в адрес взрослых — «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
В возрасте пяти —семи лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
Пример. Выписка из протокола наблюдения за Катей В. (5 лет).
Дети собрались на прогулку. Катя надевает рейтузы. Рядом стоит Вася и пытается натянуть сапог.
Катя: Вася, можно я тебе помогу? У тебя тугой сапог. А я помогу! (Встает, подходит к Васе, натягивает ему сапог.) Вася: Спасибо. Катя: На здоровье.
Вася подходит к шкафчику и достает куртку. К нему подходит Катя.
Катя: А молнию ты можешь застегнуть? Хочешь, я попробую? Вася: Нет, я сам могу.
Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное — создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, т. е. установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нрав-
313
ственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.
Взаимосвязи нравственного сознания и нравственного поведения проявляются в нравственной позиции ребенка.
Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Поэтому такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с такой позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребенок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить. От этого он становится еще агрессивнее.
Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, такая позиция в какой-то мере выступает как возрастная черта поведения в общении с ровесниками, но она не должна оставаться главной до конца дошкольного возраста.
Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому, что сам получает от этого радость и удовлетворение.
В сфере развития нравственного поведения пример взрослого также играет важнейшую роль. Недаром В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей». Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование.
314
Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины.
Можно наблюдать два способа поведения, коренным образом отличающихся друг от друга, когда дошкольник нарушает нравственные нормы. Во-первых, норма нарушается неосознанно, когда ребенок действует под влиянием ситуативных желаний. Такое поведение выступает как возрастная особенность. Это свидетельствует о несформированности механизмов произвольного поведения и о том, что норма еще не стала внутренней психологической инстанцией, а остается внешним требованием. Ребенок, находясь во власти сиюминутных желаний, совершает отрицательные поступки, не задумываясь о последствиях.
Во-вторых, при сознательном нарушении нормы ребенок осознает противоречия между своим поведением и социально одобряемым образцом. В этом случае следует говорить о проступках. Чтобы показать их природу, сравним две очень схожие внешне, но на самом деле кардинально отличающиеся формы поведения: проступки и шалости. А. А. Люблинская показала их отличия.
Шалости характеризуются благожелательным отношением к людям. Ребенок активен, инициативен, изобретателен, а его поведение, окрашенное в яркий положительный эмоциональный тон, имеет бескорыстный характер. Виды шалостей различны. В раннем возрасте появляются шалости, выступающие вариантом игры, которая служит их источником. Они типичны для детей примерно до пяти лет. Ребенок сосредоточивается на действиях воображаемого персонажа. Шалости становятся самоцелью, источником бурных положительных эмоций, вытесняя сюжет, когда игровой сюжет сохраняется как фон и служит своеобразным оправданием выполняемых действий и их последствий.
В четыре —семь лет у детей наблюдаются шалости, мотивом которых является вопрос «Что получится, если...?» (открыть кран и закрыть пальцем струю воды). Их источником выступают познавательное отношение ребят к окружающему и стремление его исследовать. Такие шалости чаще встречаются у инициативных детей, в их основе лежат положительные черты формирующейся личности: активность, инициативность, любознательность.
На протяжении всего.дошкольного детства заметны шалости, мотивированные вопросом «Что же я могу?». Их источником выступает развитие самостоятельности. Такие шалости граничат с озорством. А протекают они по такой схеме: ребенок нарушает правила и ждет реакции взрослого. Так он проверяет свою силу, утверждает свое «Я», пытается как бы очертить круг дозволенного.
В основе большинства проступков лежит неумелое, но очень горячее стремление защитить свое «Я» от переживаний, ущемлений и обид. К ним приводят частые наказания, немотивирован-
315
ные запреты, окрики, обидные прозвища, насмешки, недостаток любви и общения со взрослыми и сверстниками, чувство заброшенности и ненужности. Подчеркнем, что они появляются только тогда, когда ребенок не может положительно самоутвердиться вследствие неправильной по отношению к нему позиции взрослого. Нарисовал малыш рисунок, а воспитатель не заметил, похвалил другого. Тогда ребенок разорвал чужой рисунок и был замечен взрослым. Повторяясь, проступки образуют стиль поведения, закрепляются и превращаются в привычку. Они формируют отрицательные черты характера. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся у дошкольников: упрямство, лживость, драчливость.
Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает на своем требовании, даже если понимает его абсурдность и невыполнимость. Нередко дети сознательно выдвигают такие требования, которые взрослый не может выполнить. Упрямство возникает чаще всего в том случае, если взрослый ограничивает возможности малыша, не дает ему самостоятельно действовать и выражать свои желания. «Он еще маленький», — утверждают одни родители и стремятся все сделать за ребенка. «Он уже большой», — говорят другие и воздвигают целую батарею запретов, нередко без учета возрастных и индивидуальных возможностей. Часто заупрямившийся ребенок не может отказаться от первоначального требования. К основным причинам упрямства следует отнести протест ребенка против несправедливого отношения и унижения достоинства; нетактичность взрослых; неразумное ограничение самостоятельности и слишком строгое отношение к ребенку; игнорирование его личных желаний.
Наиболее распространенные причины детской лжи — страх перед наказанием и отрицательный пример взрослого. Характерно, что ложь всегда имеет какой-то корыстный мотив, мотив утилитарной выгоды, чем и отличается от детской фантазии. Стремление переживать и действовать в воображаемой ситуации, потребность в самостоятельности, самоутверждении, притязание на признание приводят к детским фантазиям, в которых малыш преувеличивает свои возможности, например рассказывает о том, как он побывал в разных странах, спасал людей от наводнения и пр.
Пример. Егор И. (5 лет 5 мес.) рассказывает: «Я летал на Луну. На самолете. Там скользко. Я съехал с Луны, как на парашюте. А потом опять заехал на летающий корабль. А потом попал в книжку. И так ездил и ездил. На Луне был как бы кружок, вот такой (делает круговой жест рукой)... И бомбы там приземляются, а не взрываются».
Сюжеты ребенок чаще всего черпает из кинофильмов, рассказов взрослых, детских книг. Создается впечатление, что он и сам
316
верит в достоверность создаваемых в воображении образов. Но в описываемом случае ребенок не преследует никакой выгоды, и поэтому такое искажение действительности нельзя рассматривать как ложь. К фантазированию следует отнести рассказы детей о несуществующих животных, за которыми они ухаживают, о младших братьях и сестричках, с которыми играют. Причина сочинения этих рассказов состоит в недостатке общения со взрослыми и сверстниками или в неудовлетворенности им.
Драчливость чаще всего возникает у гиперактивных детей, которые не находят иного применения своей энергии в каких-либо занятиях, играх. Драчливость является следствием того, что ребенок не умеет общаться, установить положительные отношения с товарищами, и тогда возникает стремление обижать других. Такую форму поведения ребенок начинает распространять не только на своих обидчиков, Но и на маленьких, слабых, беззащитных. Он находит удовольствие в том, что его боятся. Ощущение своей силы приводит к еще большей драчливости и к еще большему ухудшению отношений со сверстниками. К драчливости приводит культ силы в семье, неправильная позиция взрослых: «Дай сдачи!», «Уважают только сильных».
В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия.
В два-три года дети совершают положительные поступки по указанию взрослых, в порядке выполнения их требований. Ограничение своих желаний у малышей возникает редко и только под влиянием симпатии или сочувствия. Совершая объективно положительные поступки, дети не осознают их необходимости и значения для других людей. В три года на основе моральной оценки взрослого дети устанавливают связь «хорошего» или «плохого» со своим действием, относят свои поступки к соответствующей категории. Они получают удовольствие от оценки «хорошо».
Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно совершались ребенком с полным равнодушием.
Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной — разрушает негативный способ. Действенность оценки, ее влияние на моральное развитие малыша прямо зависит от умения педагога, родителей оказать оценочное воздействие. Оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, т. е. быть:
— объективной и в то же время тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый. Оценивать следует не самого ребенка, а его
317
поступок. К порицанию следует прибегнуть в исключительных случаях, показав, как надо поступать;
ориентированной на собственное поведение ребенка, а не на сравнение его с другими детьми, чтобы не унижать его в глазах детей, не разрушать их совместную деятельность;
дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности. Нужно показать, за что ребенок оценивается определенным образом. И ребенок будет стремиться повторить действие, чтобы снова заслужить положительную оценку;
систематичной, а не даваться от случая к случаю;
включающей сочетание вербальных и невербальных способов воздействия. К последним дошкольники особенно чувствительны. Соотношение разных способов оценки зависит от возраста, индивидуальных особенностей воспитанников, ситуации.
Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:
у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
возрастает действенность нравственных представлений;
возникает сознательная нравственность, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
Вопросы и задания
Какие предпосылки нравственного развития складываются в младенчестве?
Какие нравственные привычки и правила поведения осваивает ребенок в раннем детстве?
Опишите направления нравственного развития в дошкольном возрасте.
Как влияет художественная литература на развитие нравственных
представлений дошкольника?
5. Почему дошкольники нарушают нравственные нормы? В чем состо ит различие шалостей и проступков дошкольников?
Какие отрицательные черты характера и почему формируются у дошкольников? В чем они проявляются?
Как влияют пример взрослого и его оценка на нравственное развитие ребенка?
Литература
Ахромеева Л. Эгоистичность и причины ее возникновения // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 2.
Гаспарова Е. Упрямство и капризы // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 1.
Горбачева В. А. Формирование поведения детей в детском саду. — М., 1957.
Люблинская А. А. Система отношений — основа нравственной воспитанности личности // Вопросы психологии. — 1983. — № 2.
Пономаренко Т. О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей //Дошкольное воспитание. — 1992. — № 3 — 4.
Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / под ред. Т.С.Комаровой. — М., 1983.
Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольников // Вопросы психологии. — 1983. — № 4.
Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. — М., 1991.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М. 1984.
Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду. — М, 2003.
318
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Из истории детской психологии
- § 2. Основные закономерности психического развития
- § 3. Движущие силы и условия психического развития
- § 4. Возрастная периодизация психического развития
- Глава 2
- § 1. Принципы изучения психики ребенка
- § 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка
- Глава 3
- § 1. Особенности психического развития в раннем возрасте
- § 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни
- Основные рефлексы новорожденного
- § 3. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет
- § 4. Психическое развитие ребенка от трех до семи лет
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве
- § 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве
- § 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 5
- § 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве
- § 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 6
- § 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
- § 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
- § 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника
- § 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
- Глава 7
- § 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
- § 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 8
- § 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми
- § 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя
- § 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками
- Раздел III
- Глава 9
- § 1. Функции и виды внимания
- § 2. Развитие внимания в младенчестве
- § 3. Развитие внимания в раннем детстве
- § 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте
- § 5. Руководство развитием внимания
- Глава 10 развитие речи
- § 1. Развитие речи в младенчестве
- § 2. Развитие речи в раннем детстве
- § 3. Развитие речи в дошкольном возрасте
- Глава 11
- § 1. Сенсорное развитие в младенчестве
- § 2. Сенсорное развитие в раннем детстве
- § 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 12 развитие памяти
- § 1. Развитие памяти в младенчестве
- § 2. Развитие памяти в раннем детстве
- § 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием памяти
- Глава 13
- § 1. Развитие воображения в раннем детстве
- § 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте
- § 3. Руководство развитием воображения
- Глава 14
- § 1. Развитие мышления в младенчестве
- § 2. Развитие мышления в раннем детстве
- § 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием мышления
- Раздел IV
- Глава 15
- § 1. Развитие самосознания в младенчестве
- § 2. Развитие самосознания в раннем детстве
- § 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием самосознания
- Глава 16 развитие воли
- § 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте
- § 2. Руководство развитием воли
- Глава 17
- § 1. Эмоциональное развитие в младенчестве
- § 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве
- § 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
- § 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины
- Глава 18
- § 1. Нравственное развитие в младенчестве
- § 2. Нравственное развитие в раннем детстве
- § 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 19
- § 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни
- § 2. Характеристика детей
- § 3. Учет свойств темперамента
- Глава 20
- § 1. Развитие способностей дошкольника
- § 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте
- Глава 21
- § 1. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
- § 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе