logo search
С

20.2. Сущность понятия «профессиональное самоопределение»

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение является компонентом формирования готовности воспитанников к участию в экономических отношениях и предполагает вхождение их в определенную сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъявления. Важнейшим средством профессионального самоопределения воспитанников является профессиональная ориентация, то есть целенаправленная работа по оказанию помощи воспитанникам с учетом их способностей и интересов

Профессиональное самоопределение человека начинается в детстве, когда в детской игре, ребенок принимая на себя разные профессиональные роли, проигрывает связанные с ними модели поведения. И заканчивается оно в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Вместе с тем, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб людей. Среди многих принимаемых человеком решений, ни одно не может сравниться по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением – кем стать, по какой дороге пойти, на каком поприще служить людям.

Подготовка учащихся к труду и выбору профессии характеризуется таким качеством, как профессиональная направленность. Профессиональная направленность является одним из ведущих интегральных качеств личности, которую можно определить как избирательное, ярко выраженное и обоснованное отношение учащихся к выбору и получению профессии в соответствии с призванием и идеалами учащихся. Истоками развития профессионально значимых качеств личности являются интересы к учебным предметам, к содержанию программного материала, к различным видам познавательной деятельности.

В современном обществе встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в его профессиональном выборе или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.