Детские и молодёжные движения в России.
После революции в России долгое время была едино-партийная система. Правящей партией была КПСС. В роли её предшественника существовала «Пионерия», её младш. «братьями» были «Октябрята», а старшими – «Комсомол». На всех уровнях по всей стране была единая для всех идеология.
Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных организаций (международных, общероссийских, межрегиональных, региональных, местных).
Современное общественное движение демонополизировано, вариативно по направленности деятельности, разнообразно по формам и механизмам реализуемых программ и проектов. Сохраняется неравномерное распределение детских и молодежных общественных организаций по стране. Их большая часть сосредоточена в крупных экономических центрах, столицах республик, входящих в состав Российской Федерации. Определяющей стала тенденция объединения общественных организаций в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, «круглых столов».
В 1992 г. был создан Национальный совет молодежных и детских объединений России. На сегодняшний день Совет является зонтичной структурой для 43 общероссийских и 6 межрегиональных общественных организаций, а также 29 координационных советов (круглых столов) молодежных и детских объединений регионов Российской Федерации.
Пионерское движение. В современном виде его представляют Международный союз пионерских организаций — Федерация детских организаций,[34] Межрегиональная организация «Пионерское содружество»,[35] региональные, местные обновлённые пионерские организации, отдельные дружины, отряды.
Скаутское движение. В 1990 году при поддержке зарубежных организаций началось возрождение движения скаутов в России.[36] Однако скауты оказались расколоты: в настоящее время параллельно действуют три всероссийские скаутские организации — Национальная организация российских скаутов-разведчиков, Всероссийская национальная скаутская организация и Российская ассоциация навигаторов-скаутов. Они различаются по форме, идеологии, методике работы и структурной организации.[37]
Историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения. Их деятельность направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции. Представлено такими организациями как «Массолит»,[38] «Юные за возрождение Петербурга»,[39] программами «Путь к истокам»,[40] «Родники» и т. п.[12]
Военно-патриотические движения ориентированы на изучение и возрождение боевых и героических традиций народов страны, подготовку молодёжи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Движение представляют поисковые объединения и отряды,[41] военно-патриотические объединения и организации,[42] Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг»,[43] клубы юных десантников, пограничников, штабы участников возрождённых военно-спортивных игр «Зарница», «Орлёнок», «Перекоп» и др.
Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество».[44]
Социально-реабилитационные и волонтёрские организации — широкий круг ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой.
Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание профессиональной карьеры. Это юные журналисты, модельеры, театралы, лётчики, географы, космонавты и т. д.[45] Заметны детские экономические организации — например, Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес-клуб»,[46][47] союзы юных предпринимателей, детские банки и др.
Религиозные детские объединения — организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, таково детское православное движение «Вестники»,[48][49] Братство православных следопытов[50] и др.
Кроме того специалисты[12] выделяют спортивные детские общественные объединения, объединения досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей современной музыки и др.), а также временные общественные объединения, создаваемые для участия детей в международных, федеральных, региональных программах социально-образовательного содержания.
Политические молодежные движения
«Идущие вместе», «Наши», «Молодая гвардия»
"Наших" создали вместо "Идущих" так как последним, по мнению организаторов, не хватало идейности: вместо идей молодёжь привлекали разнообразной "халявой". Теперь Кремль, осознавая опасность "оранжевого" сценария в 2007-2008 годах, решил противопоставить молодым бунтарям молодых государственников. «Наши» — молодёжное движение, созданное в Россиипо инициативе и при поддержке некоторых представителей администрации президента РФ и поддержанное личнопрезидентом РоссииВладимиром Путиным. «Наши» декларируют поддержку Владимира Путина и его политического курса.
РАПОС. Российская ассоциация профсоюзных организаций студентов, возглавляется депутатом фракции "Родина" Олегом Денисовым.
НБП. Идеология Национал-большевистской партии представляет собой странный компот из левых и националистических установок. Громкие и зрелищные захваты приёмных государственных учреждений активистами НБП в 2004 году привели к судам и не совсем оправданным приговорам в 2005 году, а также нескольким погромам штаба-бункера НБП в Москве. Ещё большую известность получили акции НБП с закидыванием неугодных партии чиновников яйцами (Бориса Грызлова) и майонезом (Александра Вешнякова). Партия НБП насчитывает самое большое число политзаключённых. В настоящий момент отбывают наказание около 50 нацболов. Численность членов НБП на весну 2005 года - более 30 тысяч человек, пишет издание.
МЛФ. Молодёжный левый фронт - организация левых, в основном экс-капээрэфовских молодёжных движений, таких как Союз коммунистической молодёжи Российской Федерации, "Авангард красной молодёжи", "Социалистическое сопротивление" и ряд других групп. Общая численность структур, входящих в МЛФ, около 35 тысяч человек. Идеология опирается на "Политические тезисы МЛФ", представляющие собой сжатое изложение принципов: свобода, демократия, социальная справедливость, интернационализм и антифашизм. МЛФ выступает под радикальными левыми и социалистическими лозунгами, а также претендует на то, чтобы именоваться российскими антиглобалистам.
- Оглавление
- Педагогика
- Сущность, задачи и содержание антиалкогольного и антинаркотического вспитания учащихся.
- Мораль, нравственность, духовность в православной педагогике (Соловьёв, Флоренский, Бердяев (на выбор)).
- Методы стимулирования деятельности и поведения учащихся: поощрение, наказание, соревнование.
- Самоуправление учащихся в школе в аспекте её демократизации.
- Теория свободного воспитания в России на рубеже XlX – xXв (Толстой).
- Детские и молодёжные движения в России.
- Задачи педагогики как науки.
- Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.
- Исторический и общественный характер воспитания.
- Экологическое воспитание учащихся, его содержание, задачи, методы и формы.
- Понятие о содержании образования, факторы и критерии их отбора.
- Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся.
- Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки.
- Предмет педагогики, её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, психологией, социологией.
- Сущность и содержание процесса воспитания. Понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Реализм цели воспитания.
- Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского.
- Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения.
- Коллектив как средство воздействия на личность. Основоположник теории коллективизма – Макаренко, её популярность за рубежом.
- Закон жизни коллектива, принципы, этапы (стадии) формирования детского коллектива.
- Педагогические способности, их психологическая структура и виды.
- Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
- Общая характеристика методов научно-педагогического исследования, педагогический опыт, как арсенал научных и практических решений.
- Психология
- Психологические компоненты и условия усвоения знаний.
- Психологические причины неуспеваемости.
- Особенности личности и мышления неуспевающего учащегося.
- Соотношение обучения и развития.
- Принципы развивающего обучения.
- 1. Обучение на высоком уровне трудности;
- Психологическая сущность проблемного и программного обучения.
- Психологические особенности подростка.
- Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации.
- Психологическая природа табакокурения, алкоголизма и наркомании, их причины и пути профилактики.
- Малые группы, их виды и уровни развития.
- Контроль и оценка знаний учащихся, их роль в обучении и формировании личности. Критерии оценок, значение их соблюдения.
- Возрастные кризисы, их проявления и причины возникновения.
- Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними.
- Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности.
- Понятие о возрасте. Возрастные периодизации, их критерии.
- Психологическая подготовка к супружеской и семейной жизни, как важнейшая задача воспитания. Её основные цели и направление работы.
- Большие социальные группы, их виды и характеристика.
- Стили руководства классом их анализ и оценка.
- Конфликты, их типы и виды. Способы поведения в конфликтных ситуациях и пути выхода из них.
- Биологические и социальные факторы в психическом развитии человека, их учёт при обучении и воспитании.
- Методика преподавания биологии
- Практические методы обучения биологи. Их роль в процессе обучения и воспитания.
- Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и его задачи.
- Характеристика словесных методов обучения биологии.
- Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии.
- Выбор методов и приёмов в обучении биологии, их сочетание, взаимосвязь и значение.
- Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе.
- Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологоии.
- Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное.
- Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий.
- Структура урока. Современный подход к реализации урока.
- Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Общая характеристика методов самостоятельной работы. Работа с учебником, эксперимент.
- Урок – основная форма обучения биологии, его основные функции.
- Внеклассная работа по биологии. Формы и виды внеклассной работы. Содержание и организация в школе внеклассной работы.