logo
Вопросы и ответы к госэкзамену

Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Наглядность является необходимым и закономерным средством обра­зовательного процесса на всех этапах изучения биологии в шк. Различают понятия: принцип наглядности, наглядность как сред­ство обучения и наглядное пособие.

Термином "наглядность" обозначают принцип, которым руко­водствуется учитель в процессе обучения биологии. обес­печивая единение чувственного и логического, конкретного и абст­рактного, содействует развитию абстрактного мышления, служит его опорой. Наглядность может быть предметной или изобразительной.

Понятие "средство наглядности" очень близко по содержанию с по­нятием "наглядное пособие", но значительно шире по объему. Так, на­пример, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются на­глядными пособиями.

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроках.

Эти 3 вида надо не противопоставлять, а рационально сочетать. Их умелое сочетание приносит наибольший эффект и служит показателем творческого подхода учителя к учебному процессу, показателем его педагогического мастерства.

Демонстрацию опытов надо проводить во всех классах и обязательно увязывать их с темой урока или уроков, т.к. опыт должен дать ответ на главные вопросы урока. Надо соблюдать следующие условия:

  1. Опыт не должен быть слишком затяжным и желательно, чтобы он был выполнен или в течение одного урока, или нескольких уроков.

  2. Во всех случаях и особенно в младших классах опыт должен быть маловариантным (лучше 2-3-вариантным), контрастным, выразительным.

  3. Наряду с научным, теоретическим значением и направленностью, что само собой разумеется, желательно, чтобы опыт имел и воспитательное, и развивающее, прикладное (практическое) значение-ориентацию.

Неоспоримое преимущество натуральных объектов в том, что их можно не только видеть, потрогать, но и что особенно важно, попробовать на вкус, т.е. продегустировать. Значит, здесь наряду со зрительными и визуальными восприятиями к оценке объекта подключаются и вкусовые (органолептические).