logo
Вопросы и ответы к госэкзамену

Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии.

Био, как уч предмет явл с-мой понятий, развив в логической послед и нах во взаимосвязи, поэтому существенное влияние на шк практику оказала теория развит биопонятий, впервые разработанная Н.М.Верзилиным в 50-х гг.

Им впервые была показана сложность состава и стр-ры био знаний, выявл основ понятия, намечены преемственные и межпредметные связи, а главное, разработана методика формир био понятий. Развитие понятий считается: «основ движущей силой проц обуч и воспит, всей динамики преподавания» (Б.В.Всесвятский)

Понятия – форма мышления, в кот выр общие сущ признаки объектов.

Понять предмет – это значит усвоить его существенные признаки.

Знание сост из понятий, оперирования кот и есть мышление (Энгельс «Диалектика природы»), т.е. понятиями мы мыслим, а мысль отражает реальный мир и на пути от незнания к знанию проходит ряд стадий.

Процесс формирования понятий в сознании учащихся признается методистами и дидактами одной из центральных проблем педагогики и методики.

Наиболее важным моментом в формировании понятия является выделение его существенных признаков. Для этого используют анализ сравнение признаков, синтез и обобщение.

Поэтапное формирование понятий осуществляется в процессе активной познавательной деятельности учащихся. Пропуск отдельных этапов осложняет процесс овладения понятиями.

Вся с-ма понятий уч курса «Биология» опр составом основ науки, входит в шк курс биологии. Из этого вытекает первый вид классификации:

  1. По содержанию

  1. Общепринятый

  1. На 2 группы

  • Анатомические

  • Морфологические

  • Физиологические

  • Систематические

  • Эволюционные

  • Экологические

  • Молекулярно-цитологические

  • Простые

  • Сложные

  • Специальные

  • Общебиологические

  • Эмпирические – фиксирующие знания, дающие лишь описания явл, но не вскрывающие их сущность

  • Теоретические. Для их усвоения необходимо с-мное построение курса, кот должно быть построено от абстрактного к конкретному. В этом случае шк-ки осознают теор понятия (эв, ген теория, кл теор и т.д.

Типы развития понятий: непрерывное, прерыви­стое, сквозное и приуроченное (к небольшим отрезкам уч.мат. и времени его изучения).

Проблема развития и формирования понятий позволяет решить 2 основные проблемы: