logo
Вопросы и ответы к госэкзамену

Исторический и общественный характер воспитания.

Воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества 35–40 тыс. лет назад. Передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества.

В первобытном обществе воспитание осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, трудовой деятельности. В позднем периоде развития первобытной формации, когда усилилась власть вождей, старейшин, жрецов, воспитание видоизменяется и некоторых детей стали готовить к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением.

Стройная система воспитания сложилась в Древней Греции - в Спарте и Афинах. Спарта – физвоспитание. Афины – эстетическое воспитание. Рабы – обучение трудовым наыкам во время работы.

В феодальном обществе основные антагонистические классы - феодалы и крепостные крестьяне. Внутри класса феодалов выделяются сословия - духовенство и дворяне. Все получали соответствующее воспитание.

В процессе развития ремесленного производства возникла потребность в начатках практического образования - грамоты, счета, необходимых для ведения учета, обмена, торговли. Дети ремесленников и мелких торговцев стали обучаться в церковных, а позже в цеховых и гильдейских школах. В церковные школы стали попадать затем и дети крестьян

Буржуазия стояла за расширение просвещения народных масс, так как развивающемуся промышленному производству нужны были грамотные рабочие. Организованное обучение детей трудящихся стало общественно необходимым. В результате начало расширяться школьное образование, появились новые типы школ.

Когда общество вступило в стадию развитого социализма, была выдвинута задача введения всеобщего среднего образования, более эффективного осуществления всестороннего развития человека.